Александр ЛЕОНОВИЧ: "Наша задача – научить ребят учиться"

"Другой воздух"

На физико-математическом факультативе совсем иная атмосфера, нежели на школьных уроках. У нас "другой воздух": ребят никто не принуждает к занятиям, всё исключительно добровольно. Им не ставят оценок, посещение свободное. Интересно – приходи и набирайся знаний, не хочешь или чувствуешь, что это "не твоё", - никто насильно не удерживает.

Факультатив – это своего рода неформальный клуб. Клуб любителей физики и математики. Наша задача – зажечь, увлечь школьников этими дисциплинами, привить интерес и любовь к ним. А затем – подставить плечо, помочь овладеть необходимыми знаниями, навыками решения задач. Глубина погружения в предмет зависит от желания, стремлений, склонностей и индивидуальных способностей каждого. Мы даём столько материала, сколько сам ученик хочет и готов усвоить.

Научить учиться

Факультатив рассчитан на школьников 7 – 11 классов, однако попробовать свои силы на наших физматолимпиадах всё больше желающих и среди пятиклассников и даже четвероклассников. Кто-то начинает посещать факультатив, затем теряет интерес, остаются те, у кого вырабатывается не просто желание, а настоящая потребность этим заниматься. А если ещё и родители поддерживают стремление ребенка, появляются первые успехи и уверенность – ты можешь добиться результата, вникая в предмет глубже.

Мы стараемся привить детям вкус к физике и математике, "научить их учиться", самостоятельно работать - это очень важно. Если это есть, то дальше у них всё получится.

Победы – не самоцель

Среди занимающихся на факультативе есть участники и призеры 5-6 физматолимпиад - на некоторых, что называется, пленки не хватит фотографировать. Однако победы – не самоцель. Само участие в олимпиадах даёт ребятам возможность ощутить соревновательный дух, стать "бойцами" в хорошем смысле. В дальнейшем это очень помогает в жизни, учит справляться с неизбежными трудностями. Образование же получают не только ради побед и дипломов, но и чтобы обрести востребованную профессию.

Корочки для студбилетов

Мы не зря стали совместно с ОИЯИ вручать в качестве подарков призерам олимпиад, 11-классникам, корочки для студенческих билетов. С одной стороны, это символично, с другой – говорит об уверенности в том, что наши ученики, безусловно, осуществят свою цель, станут студентами ведущих вузов.

У нас вполне обычное дело, когда выпускнику еще только предстоит сдать ЕГЭ, получить аттестат о среднем образовании, а ему благодаря полученным на олимпиадах баллам по физике и математике уже фактически гарантировано место в институте или университете. Такие вузы, как МГУ, МФТИ, Физтех, МГТУ им. Баумана, заинтересованы в способных, талантливых студентах. Порой ребятам приходится делать выбор между двумя престижными учебными заведениями, готовыми их принять.

Не ломать то, что хорошо работает

Сейчас стало модно внедрять "новые формы обучения". Но зачем же ломать то, что хорошо работает? Требования вузовские не уменьшаются, и везде опытные преподаватели опираются на ту прекрасную физико-математическую школу, которая в своё время сложилась в стране. Что бы ни говорили, но физматобразование у нас всегда было на высоком уровне. Вспомните, какими выдающимися учеными и инженерами славился СССР! И очень хорошо, что, несмотря на все сложности, ту старую школу и принципы обучения удалось сохранить.

Об истинном патриотизме

Сейчас стало много внимания уделяться патриотическому воспитанию молодежи. Я только "за" общественные объединения и движения, уроки "Разговоры о важном" – всё это, безусловно, нужно и полезно. Но не хотелось бы при этом, чтобы патриотическое воспитание сводилось лишь к лозунгам и "говорильне". Истинный патриотизм в моём понимании – это когда каждый очень качественно делает своё дело на своём месте. Ведь результаты такого труда как раз и приносят пользу стране, всему обществу – всё, что ты сделал полезного, пойдёт во благо.

У нас на факультативе воспитательный элемент не афишируется, что называется, не проговаривается вслух. Но мы прививаем ребятам любовь к конкретному делу, учебе, а впоследствии – к занятиям наукой или к таким важным для страны техническим профессиям. И по общению с учениками я ощущаю – ребята настроены на то, чтобы в будущем приложить полученные знания здесь, на Родине. Уверен, что по окончании вузов многие из них вернутся в Дубну, чтобы трудиться в ОИЯИ, на наших промышленных предприятиях, в компаниях Особой экономической зоны.

Иван Андреевич Ньютон

Вспоминается забавная история, немало повеселившая нас на факультативе несколько лет назад.

Мы занимаемся в кабинете литературы, и на стене здесь - портреты великих писателей и поэтов. Приходит в первый раз на занятия шестиклассник. Садится за парту. Прищуривается, задумчиво рассматривает портреты и говорит: "Ой, а я всех этих физиков знаю". Я говорю: "Да? Ну и кто же из них тебе более всего известен?" Сперва он показывает пальцем на портрет Иосифа Бродского, на секунду задумывается: "Нет-нет, он в очках, а тот очков не носил. Вот тот", – и указывает на портрет Ивана Андреевича Крылова. Я говорю: "И как же его звали?" Он: "Ньютон!" Вот с таких веселых историй у нас порой начинается учеба.

В чём мотивация?

Родители учеников меня подчас спрашивают: "Зачем Вы этим занимаетесь, тратите на факультатив своё личное время?" Ответ простой: мне в своё время очень повезло на тех, кто на моем жизненном пути оказался в нужный момент и ответил на насущные вопросы, которые меня волновали в плане профориентации – чем заниматься. Вспоминаю – какая-то сложная ситуация, ты на распутье – как поступать дальше, и вдруг какой-то человек подсказывает именно то, что нужно в данный момент. На 5 лет раньше ты бы этого не услышал, через 10 лет – уже поздно. А вот он сейчас тебе это подсказал. У меня в определенном смысле до сих пор ощущение – нужно вернуть долг. Раз мне так повезло, то пусть и я тоже кому-то помогу, окажусь тем самым человеком, который окажет поддержку молодым ребятам в их становлении.

* * *

По окончании беседы с Александром Леоновичем я пообщался и с некоторыми его учениками, выпускниками 11-х классов дубнинских школ, только что получившими призы по результатам 33-й физико-математической олимпиады.

Копач Михаил:

- Я родился и вырос в Дубне. В 1-й класс поступил в лицей № 6, отучился там до 9 класса. С класса, наверное, 4-го ходил на физико-математический факультатив в 9-ю школу. Здесь меня научили, прежде всего, любить физику и математику. Не просто дали знания, а именно привили любовь к этим предметам. Затем поступил в заочную физико-техническую школу, окончил там один класс. Решил, что этого для меня недостаточно, и поступил в Долгопрудненский физтех-лицей им. П.Л. Капицы, сейчас его заканчиваю. Александр Анатольевич Леонович очень помог, дал мне огромную базу по физике, мотивировал на учебу. Мне очень нравится физика. С вузом пока окончательно не определился – выбираю между МФТИ и МГУ.

Манро Эйден Форбс:

- Сначала я 9 лет учился в школе № 8, потом полгода - в лицее "Дубна", а сейчас - в физико-математическом лицее им. академика В.Г. Кадышевского.

Как и многие другие ребята, несколько лет назад начал ходить на факультативы по выходным, заниматься здесь и математикой, и физикой. Александр Анатольевич привил мне любовь к физике. Занимаясь всё больше и больше, я начал осознавать, как это интересно. Дополнительно стал учиться в заочной физико-технической школе, до 11 класса там проучился. С 10 класса участвую в олимпиадах, извлек из этого полезный опыт. Всё то, что мне и факультатив, и Александр Анатольевич дали, очень пригодилось на олимпиадах, хочу выразить огромную благодарность учителю.

Дальнейшие планы – связать свою жизнь с техническими дисциплинами, прежде всего с физикой. Пока не решил, насколько глубоко собираюсь пойти в науку, хочу ещё попробовать себя в информатике и уже тогда определиться окончательно. Что касается поступления в вуз, то выбираю между МФТИ и МГУ.

Михайлов Матвей:

- Первые 9 классов я учился в школе № 8. Потом в Дубне открылся лицей им. В.Г. Кадышевского, и я перешел туда. Ещё с 5-го или 6-го класса начал ходить на физматфакультатив. Там мне дали отличную базу знаний, а главное – научили любить предмет. Почему я учусь? Потому что это интересно. Участвовал в олимпиадах, выдающихся результатов пока нет, но одну олимпиаду я всё-таки взял. Собираюсь поступать либо в МГТУ им. Н.Э. Баумана, либо в МГУ. В будущем ориентируюсь скорее на получение прикладной инженерной специальности, нежели на фундаментальную науку - спрос на инженеров у нас в стране сейчас растет.

Дмитрий Солдатенков, фото автора

А.А.Леонович (второй слева) со своими учениками