Зима без наледи и сугробов

Уборка снега этой зимой в режиме нон-стоп, но горожане жалуются — из-за завалов во дворах не пройти, на дорогах не проехать. Как и чем эффективнее бороться с наледью? Нужны ли реагенты, ведь лучше по белому снегу да с улыбкой на лице? На эти и другие актуальные вопросы о зимней уборке отвечает руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог
Анна Климентова.

– Из года в год причиной повышенного травматизма, аварийности и прочих напастей, как уверяют чиновники, является аномальная погода. Аномальное количество снега, аномальное чередование потепления и заморозков, аномальные дожди и так далее. Получается, что с чистыми тротуарами нам жить никогда не придётся?

В России нормальная зима, и она совсем не аномальная. Аномальной её можно было бы назвать, если бы мы говорили о пустыне. Выпал снег в пустыне — да, это аномалия. Но мы прекрасно понимаем, что снег, накопленный на тротуарах, с приходом потепления превратится в лёд. А если будет лёд, будут травмы. Я всегда говорю, что зимнее содержание — это комплекс мер, а к комплексу нужно подходить очень тщательно. В большинстве регионов страны пока этого нет.

Мы совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ разработали модель, по которой можно больше чем по 20 параметрам (общая площадь дорог и тротуаров, количество спецтехники, материалы, которыми убирается снег, зарплата сотрудников, ГСМ и так далее) рассчитать все затраты на зимнюю уборку. Чаще всего оказывается, что если мы вводим те данные, которые нам предоставляют города, то при этом количестве техники и материалов город до норматива можно убрать за 300 дней. А по закону — за три часа. Есть явная нестыковка между ожидаемым результатом, фактической ситуацией и выделяемыми ресурсами.

Нужно понимать, какой в регионе климат. Где можно вывозить снег, а где можно его утилизировать на снегоплавилках. Где нужно чистить тротуары каждый день до плитки, а где можно оставить утрамбованный снег. Но! Этот утрамбованный снег нужно обрабатывать, и обрабатывать правильно. И не песком.

– Эффективна ли уборка дорог в снегопад? Или всё-таки стоит ждать, когда наступит затишье?

– Успешная уборка дорог - это комплекс мероприятий, который начинается задолго ДО снегопада. Первый этап – это получение прогноза. Следующий – предварительная обработка проезжей части противогололёдными реагентами за 1-2 часа до начала осадков. "Зачем реагенты на сухой асфальт?" - наиболее частый недоуменный вопрос горожан. Это необходимо для того, чтобы выпавший снег подтаял и образовал "подушку" между следующим слоем снега и асфальтом. Тогда он не укатается. Его можно будет легко убрать. Третьим этапом является постоянное прометание снега во время снегопада и при необходимости повторная обработка реагентами. Согласно ГОСТ Р 50597, который является обязательным к применению, на дорогах улиц во время снегопада не должно быть более 5 см снега. Далее, после снегопада, необходимо быстро очистить проезжую часть и сформировать валы снега в прилотковой зоне. На эти работы согласно ГОСТ отведено от 4 до 6 часов. И последний этап – вывоз этих валов – нужно выполнить в течение 5-12 дней.

Ждать, когда закончится снег, значит парализовать город и впоследствии усложнить уборку. Это можно сравнить с подготовкой к большому празднику, когда вся посуда уже грязная, но её копят, чтобы помыть позже.

–  В вопросе использовать или нет противогололёдные реагенты (ПГР) мнения всегда разделяются. Противники говорят о неблагоприятном влиянии ПГР на экологию, здоровье людей, износ транспортных средств и т.п., сторонники – о том, что реагенты не представляют опасности, позволяют сделать перемещение как по трассам, так и по тротуарам безопасным, потому что эффективно растапливают снег и наледь. Можно ли просто убирать снег, ничем его не посыпая? Как говорится, по старинке, без "химии".

– Действительно, первое, что приходит в голову обычному обывателю: чтобы дороги были без снега, их нужно просто чистить. Но просто чистить, увы, не получится. Если дороги интенсивные и на них много трафика, то должен быть чёрный асфальт. А до чёрного асфальта убирают только с помощью реагентов. В противном случае под колёсами машин или под ногами пешеходов буквально за полчаса выпавший снег превращается в очень плотный наст, который крепко сцепляется с дорогой. Чтобы снег оставался немного талым и не прикатывался, нужно небольшое количество реагентов - 20–30 г на квадратный метр, это всего столовая ложка с горкой.

Что касается "а давайте как раньше - без всякой химии", соли для дорог использовались испокон веков как в чистом виде, так и в пескосоляных смесях. В пескосоляную смесь всегда добавлялось минимум 10–15% соли. Поэтому "эта химия" у нас была всегда. В среднем на одну "порцию" пескосоляной смеси приходится 35–50 г соли. Сейчас в чистом виде солей, без грязной составляющей — песка, используется столько же. То есть "химической" нагрузки больше не стало. Более того, доля хлорида натрия — самого агрессивного реагента к почвам и металлу — становится меньше.

Сами виды реагентов за последние 50 лет очень сильно эволюционировали. Если раньше были распространены однокомпонентные материалы — соль (хлорид натрия), хлористый кальций, то сейчас это многокомпонентные сложные составы, такие как поливитамины. В них входят различные добавки, которые снижают коррозию, увеличивают плавящую способность. Это действительно уже мощное орудие борьбы с гололёдом.

Неудачный опыт отказа от реагентов был в нескольких российских городах: Санкт-Петербурге, Челябинске, Красноярске, где под напором возмущающихся жителей власти решили чистить снег без применения химических материалов. В итоге на дорогах города образовались колеи, аварийность увеличилась в среднем на 20-30%, а подрядчики стали получать существенные штрафы от ГИБДД за несодержание дорог в нормативном состоянии. После этого города вернулись к реагентам. Ведь безопасность – превыше всего.

– Возможна ли продажа некачественных реагентов? Как защититься от подделок?

– Действительно, случаи продажи некачественных противогололёдных материалов на рынке бывают. Тогда реагенты не имеют необходимого пакета разрешительной документации в соответствии с требованиями действующего законодательства. В особенности участились случаи оборота противогололёдных материалов, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня. При этом применение некачественных противогололёдных реагентов не только пагубно сказывается на состоянии окружающей среды, но и является наказуемым.

Для исключения подобных рисков рекомендуется в обязательном порядке закупать и применять противогололёдные материалы, прошедшие весь объем сертификации в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 58427.

– Как понять, что противогололёдный реагент используют неправильно?

– Сейчас поясню. Если вы идёте по дороге и тротуару и вам не скользко, то есть поверхность либо сухая, либо слегка влажная, то всё сделано правильно. Если же вам скользко, то при уборке использовали недостаточное количество реагентов, а если под ногами хлюпают лужи – их пересыпали. К сожалению, тротуары и дворы зачастую представляют собой карту человеческой ответственности, целиком завися от добросовестности и компетентности подрядчиков. Одним просто не объяснили технологию, другие нарушают её из-за лени, третьи по каким-то другим мотивам.

Одна из распространённых ошибок связана с мифом о том, что реагенты "работают сами". К сожалению, современное средство не означает магическое: лёд не исчезнет навсегда после того, как вы засыплете его противогололёдной смесью.

Существует простой принцип работы с реагентами:

  1. Тщательно очистить поверхность от рыхлого снега.
  2. Равномерно распределить реагент по поверхности в соответствии с нормой.
  3. Подождать 10-40 минут в зависимости от типа реагента, толщины снежно-ледяного покрова и температуры воздуха. На дорогах и тротуарах с высокой проходимостью снег тает быстрее.
  4. Удалить разрыхлённую массу.

Если выполнять всё чётко по инструкции, то на протяжении всего зимнего сезона дороги будут оставаться чистыми, без наледи.

Вторая ошибка технических специалистов — выбор реагентов без учёта условий эксплуатации. При разных показателях термометра и разных поверхностях (автомобильная дорога, парковка жилого дома, приусадебная территория и т.д.) используются разные типы антигололёдных смесей.

– Существует ли общий "противогололёдный рецепт"?

– Современные реагенты - достаточно универсальные средства, пропорции действующих веществ в которых подбираются под различные требования. На их эффективность влияют многие факторы: температура замерзания, расход и концентрация, плавящая способность, коррозийная активность, вязкость и т.д. При подборе реагентов важно ориентироваться на климатические, инфраструктурные, экологические условия города и технические характеристики противогололёдных материалов. Поэтому "противогололёдный рецепт" для каждого города свой, индивидуальный.

На основе разработанной совместно с экономистами Финансового университета при Правительстве РФ методики эксперты Ассоциации могут оценить экономическую эффективность различных технологий зимнего содержания для каждого отдельно взятого города с учётом его особенностей и разработать индивидуальную технологию зимнего содержания с учётом эффективных затрат.

Как правило, нам удаётся подобрать такую технологию зимней уборки и такие противогололёдные материалы, что совокупные расходы города не вырастают. Зато такой подход позволяет городам чётче планировать свой бюджет на зимний сезон, чтобы рассчитать необходимое количество техники для уборки дорог, эффективней и оперативней убирать дороги, а главное – снижать число дорожно-транспортных происшествий на дорогах зимой.

 

Материал подготовлен пресс-службой Национальной ассоциации зимнего содержания дорог