Уборка снега этой зимой в режиме нон-стоп, но горожане жалуются — из-за завалов во дворах не пройти, на дорогах не проехать. Как и чем эффективнее бороться с наледью? Нужны ли реагенты, ведь лучше по белому снегу да с улыбкой на лице? На эти и другие актуальные вопросы о зимней уборке отвечает руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог
Анна Климентова.
– Из года в год причиной повышенного травматизма, аварийности и прочих напастей, как уверяют чиновники, является аномальная погода. Аномальное количество снега, аномальное чередование потепления и заморозков, аномальные дожди и так далее. Получается, что с чистыми тротуарами нам жить никогда не придётся?
В России нормальная зима, и она совсем не аномальная. Аномальной её можно было бы назвать, если бы мы говорили о пустыне. Выпал снег в пустыне — да, это аномалия. Но мы прекрасно понимаем, что снег, накопленный на тротуарах, с приходом потепления превратится в лёд. А если будет лёд, будут травмы. Я всегда говорю, что зимнее содержание — это комплекс мер, а к комплексу нужно подходить очень тщательно. В большинстве регионов страны пока этого нет.
Мы совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ разработали модель, по которой можно больше чем по 20 параметрам (общая площадь дорог и тротуаров, количество спецтехники, материалы, которыми убирается снег, зарплата сотрудников, ГСМ и так далее) рассчитать все затраты на зимнюю уборку. Чаще всего оказывается, что если мы вводим те данные, которые нам предоставляют города, то при этом количестве техники и материалов город до норматива можно убрать за 300 дней. А по закону — за три часа. Есть явная нестыковка между ожидаемым результатом, фактической ситуацией и выделяемыми ресурсами.
Нужно понимать, какой в регионе климат. Где можно вывозить снег, а где можно его утилизировать на снегоплавилках. Где нужно чистить тротуары каждый день до плитки, а где можно оставить утрамбованный снег. Но! Этот утрамбованный снег нужно обрабатывать, и обрабатывать правильно. И не песком.
– Эффективна ли уборка дорог в снегопад? Или всё-таки стоит ждать, когда наступит затишье?
– Успешная уборка дорог - это комплекс мероприятий, который начинается задолго ДО снегопада. Первый этап – это получение прогноза. Следующий – предварительная обработка проезжей части противогололёдными реагентами за 1-2 часа до начала осадков. "Зачем реагенты на сухой асфальт?" - наиболее частый недоуменный вопрос горожан. Это необходимо для того, чтобы выпавший снег подтаял и образовал "подушку" между следующим слоем снега и асфальтом. Тогда он не укатается. Его можно будет легко убрать. Третьим этапом является постоянное прометание снега во время снегопада и при необходимости повторная обработка реагентами. Согласно ГОСТ Р 50597, который является обязательным к применению, на дорогах улиц во время снегопада не должно быть более 5 см снега. Далее, после снегопада, необходимо быстро очистить проезжую часть и сформировать валы снега в прилотковой зоне. На эти работы согласно ГОСТ отведено от 4 до 6 часов. И последний этап – вывоз этих валов – нужно выполнить в течение 5-12 дней.
Ждать, когда закончится снег, значит парализовать город и впоследствии усложнить уборку. Это можно сравнить с подготовкой к большому празднику, когда вся посуда уже грязная, но её копят, чтобы помыть позже.
– В вопросе использовать или нет противогололёдные реагенты (ПГР) мнения всегда разделяются. Противники говорят о неблагоприятном влиянии ПГР на экологию, здоровье людей, износ транспортных средств и т.п., сторонники – о том, что реагенты не представляют опасности, позволяют сделать перемещение как по трассам, так и по тротуарам безопасным, потому что эффективно растапливают снег и наледь. Можно ли просто убирать снег, ничем его не посыпая? Как говорится, по старинке, без "химии".
– Действительно, первое, что приходит в голову обычному обывателю: чтобы дороги были без снега, их нужно просто чистить. Но просто чистить, увы, не получится. Если дороги интенсивные и на них много трафика, то должен быть чёрный асфальт. А до чёрного асфальта убирают только с помощью реагентов. В противном случае под колёсами машин или под ногами пешеходов буквально за полчаса выпавший снег превращается в очень плотный наст, который крепко сцепляется с дорогой. Чтобы снег оставался немного талым и не прикатывался, нужно небольшое количество реагентов - 20–30 г на квадратный метр, это всего столовая ложка с горкой.
Что касается "а давайте как раньше - без всякой химии", соли для дорог использовались испокон веков как в чистом виде, так и в пескосоляных смесях. В пескосоляную смесь всегда добавлялось минимум 10–15% соли. Поэтому "эта химия" у нас была всегда. В среднем на одну "порцию" пескосоляной смеси приходится 35–50 г соли. Сейчас в чистом виде солей, без грязной составляющей — песка, используется столько же. То есть "химической" нагрузки больше не стало. Более того, доля хлорида натрия — самого агрессивного реагента к почвам и металлу — становится меньше.
Сами виды реагентов за последние 50 лет очень сильно эволюционировали. Если раньше были распространены однокомпонентные материалы — соль (хлорид натрия), хлористый кальций, то сейчас это многокомпонентные сложные составы, такие как поливитамины. В них входят различные добавки, которые снижают коррозию, увеличивают плавящую способность. Это действительно уже мощное орудие борьбы с гололёдом.
Неудачный опыт отказа от реагентов был в нескольких российских городах: Санкт-Петербурге, Челябинске, Красноярске, где под напором возмущающихся жителей власти решили чистить снег без применения химических материалов. В итоге на дорогах города образовались колеи, аварийность увеличилась в среднем на 20-30%, а подрядчики стали получать существенные штрафы от ГИБДД за несодержание дорог в нормативном состоянии. После этого города вернулись к реагентам. Ведь безопасность – превыше всего.
– Возможна ли продажа некачественных реагентов? Как защититься от подделок?
– Действительно, случаи продажи некачественных противогололёдных материалов на рынке бывают. Тогда реагенты не имеют необходимого пакета разрешительной документации в соответствии с требованиями действующего законодательства. В особенности участились случаи оборота противогололёдных материалов, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня. При этом применение некачественных противогололёдных реагентов не только пагубно сказывается на состоянии окружающей среды, но и является наказуемым.
Для исключения подобных рисков рекомендуется в обязательном порядке закупать и применять противогололёдные материалы, прошедшие весь объем сертификации в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 58427.
– Как понять, что противогололёдный реагент используют неправильно?
– Сейчас поясню. Если вы идёте по дороге и тротуару и вам не скользко, то есть поверхность либо сухая, либо слегка влажная, то всё сделано правильно. Если же вам скользко, то при уборке использовали недостаточное количество реагентов, а если под ногами хлюпают лужи – их пересыпали. К сожалению, тротуары и дворы зачастую представляют собой карту человеческой ответственности, целиком завися от добросовестности и компетентности подрядчиков. Одним просто не объяснили технологию, другие нарушают её из-за лени, третьи по каким-то другим мотивам.
Одна из распространённых ошибок связана с мифом о том, что реагенты "работают сами". К сожалению, современное средство не означает магическое: лёд не исчезнет навсегда после того, как вы засыплете его противогололёдной смесью.
Существует простой принцип работы с реагентами:
- Тщательно очистить поверхность от рыхлого снега.
- Равномерно распределить реагент по поверхности в соответствии с нормой.
- Подождать 10-40 минут в зависимости от типа реагента, толщины снежно-ледяного покрова и температуры воздуха. На дорогах и тротуарах с высокой проходимостью снег тает быстрее.
- Удалить разрыхлённую массу.
Если выполнять всё чётко по инструкции, то на протяжении всего зимнего сезона дороги будут оставаться чистыми, без наледи.
Вторая ошибка технических специалистов — выбор реагентов без учёта условий эксплуатации. При разных показателях термометра и разных поверхностях (автомобильная дорога, парковка жилого дома, приусадебная территория и т.д.) используются разные типы антигололёдных смесей.
– Существует ли общий "противогололёдный рецепт"?
– Современные реагенты - достаточно универсальные средства, пропорции действующих веществ в которых подбираются под различные требования. На их эффективность влияют многие факторы: температура замерзания, расход и концентрация, плавящая способность, коррозийная активность, вязкость и т.д. При подборе реагентов важно ориентироваться на климатические, инфраструктурные, экологические условия города и технические характеристики противогололёдных материалов. Поэтому "противогололёдный рецепт" для каждого города свой, индивидуальный.
На основе разработанной совместно с экономистами Финансового университета при Правительстве РФ методики эксперты Ассоциации могут оценить экономическую эффективность различных технологий зимнего содержания для каждого отдельно взятого города с учётом его особенностей и разработать индивидуальную технологию зимнего содержания с учётом эффективных затрат.
Как правило, нам удаётся подобрать такую технологию зимней уборки и такие противогололёдные материалы, что совокупные расходы города не вырастают. Зато такой подход позволяет городам чётче планировать свой бюджет на зимний сезон, чтобы рассчитать необходимое количество техники для уборки дорог, эффективней и оперативней убирать дороги, а главное – снижать число дорожно-транспортных происшествий на дорогах зимой.
Материал подготовлен пресс-службой Национальной ассоциации зимнего содержания дорог