Как выбрать хорошего репетитора?

Образование

Вопрос этот отнюдь не праздный - тема волнует горожан, и прежде всего тех, чьи дети скоро заканчивают обучение в школе. Когда родитель обнаруживает, что его чадо в определенном предмете изучения хромает или что знаний в школе, увы, дают слишком мало для продолжения учебы в вузе, наступает частенько растерянность – где и как найти нужного преподавателя именно для данного случая. Несмотря на то, что на этом рынке работает немало преподавателей, узнать о них, как правило, можно лишь по сарафанному радио – репетиторы по известным причинам не спешат о себе заявлять в объявлениях об оказываемых услугах, что публикуются в СМИ. Остается добывать информацию самим путем опроса друзей, знакомых педагогов.
Но сначала надо самим определиться – что нужно вам? У ребенка проблемы с оценками в школе, и вы хотите его «подтянуть» по основным предметам? Или вы собираетесь основательно готовить свое чадо к сдаче ЕГЭ? Или вы уже со своим старшеклассником (цей) определились с направлением будущей профессии и желаете сделать акцент на профильных предметах?
В зависимости от цели индивидуальных занятий и стоит подбирать специалистов.
«Подтянуть» ребенка по школьной программе
Помочь в этом может и школьный учитель и даже студент, причем школьный педагог даже предпочтительнее (правда, это будет стоить дороже), ибо он, как говорится, в теме не только предмета, но и требований по нему, имеет опыт работы с разными детьми и, естественно, лучше сумеет преподнести материал, особенно трудный, например, по физике или математике, тому, кто по складу больше гуманитарий. Более того, работая в школе, он быстрее обнаружит, в чем пробелы у ученика или когда и почему начались сбои в усвоении знаний по данному предмету. Вот только нанимать преподавателя из собственной школы нежелательно, если только у ребенка уже не установился с ним хороший контакт.
Репетитор-студент тоже имеет свои плюсы. По возрасту студент ближе ученику, взаимопонимание наступает быстрее, потому что ученику общаться со студентом легче – он поймет его детские проблемы. Да и знаний у студента для уроков с учеником среднего звена может быть не меньше, а, кроме того, студентам, как правило, нравится работать с детьми. Особенно тем, кто учится в педагогических вузах – они словно опробуют себя в новой профессии. Этот позитивный настрой и товарищеское взаимопонимание зачастую дорогого стоят – ученик, заинтересовавшись изучаемым предметом, хочет стать таким, как этот все знающий студент.
Поступление в вуз
Успешное поступление вуз, как известно, сегодня целиком и полностью зависит от результатов сдачи ЕГЭ, ибо только некоторые вузы кроме сертификатов единого госэкзамена требуют от абитуриентов прохождения дополнительных, внутривузовских, испытаний. Поэтому искать репетитора из выбранного вами вуза, как зачастую это делали родители раньше, нет смысла. Лучше попытаться найти преподавателя, хорошо ориентирующегося в нормах и требованиях ЕГЭ. Конечно, стоящего специалиста-предметника.
Хороших педагогов не так уж много, и они нарасхват, поэтому позаботиться о такой дополнительной учебе надо заранее. И не только о том, чтобы попасть к хорошему педагогу. Нужно заранее выделить (скопить) на это деньги, настроить ребенка на этот процесс получения знаний, организовать посещение им этих уроков (ведь может оказаться, что нужный педагог живет не на соседней улице).
Конечно, лучший способ найти для ребенка стоящего специалиста-репетитора - это обратиться к сарафанному радио: наводите справки у знакомых, дети которых не так давно поступали в вузы или готовятся поступать, черпайте информацию из разных независимых источников, в том числе специальных сайтов. Делая выбор, родителям следует отталкиваться и от личных качеств ребенка, а также обратить внимание на то, как педагог взаимодействует с ребенком - умеет ли его слушать и слышать, найти к нему подход.
Не тратьте время зря
- если отношения ребенка с учителем не сложились, ибо личное отношение ученика к преподавателю напрямую отразится на учебном процессе – лучше поменять преподавателя;
- если преподаватель не видит в родителях ученика союзников в его учебном процессе.
Репетитор должен предложить родителям примерный план обучения, обсуждать с ними процесс обучения, особенности ребенка в усвоении знаний. Если репетитору после урока нечего сказать родителю - меняйте репетитора.
Подготовила Ольга Соловьева