Площадь мира | Новости Дубны
№ 48| 4.12.2019
  

Архив материалов...

Расписание транспорта

Подписка ОНЛАЙН

Пример газеты в формате PDF
Перейти на сайт Компаньон и Ко

ГОЛОСОВАНИЯ



                 СВЕЖИЙ НОМЕР

13.07.2016 | Кому рулить деньгами за вырубку деревьев в Дубне?

На одном из недавних заседаний депутатской комиссии по жилищно-коммунальному комплексу и городскому хозяйству рассматривалось Положение о порядке вырубки деревьев и кустарников на территории г.Дубны. Рассматривалось не в первый раз (и даже не первый год) и, по-видимому, не в последний. В чем сложность? Оказывается, в том, кому рулить полученными за вырубку деньгами… Подробно об этом рассказывают депутаты, проголосовавшие против предлагаемых администрацией поправок.

История с компенсацией за вырубку деревьев и кустарников имеет долгую историю и при этом вполне ясное и понятное содержание. Очевидно, что ущерб, нанесённый природе, нужно возмещать, вопрос только в том, как это сделать. Закон предусматривает как минимум два возможных пути.

В первом случае ущерб компенсируется высадкой зелёных насаждений, соответствующих тем, что были уничтожены, за счёт тех, кто производил вырубку. Так, например, в нашем городе поступает РЖД при очистке лесополосы вдоль своих коммуникаций. Второй путь предусматривает выплату компенсационного платежа (компенсационной стоимости) за вырубку. Уже из самого смысла слова "компенсация" вытекает, что эти деньги должны идти на восстановление понесенного ущерба. Целевой характер средств, полученных от такой вырубки, был прописан и в "Положении о порядке вырубки деревьев и кустарников на территории города Дубны Московской области".

Увы, вполне очевидная на уровне человеческого понимания вещь оказывается подчас трудно или вообще не реализуемой на практике.

24 июня Администрация г.Дубны обратилась в депутатскую комиссию по жилищно-коммунальному комплексу и городскому хозяйству с инициативой отменить пункт о целевом назначении компенсационного платежа. При этом аргументы за отмену этого пункта изложила председатель Контрольно-счётной палаты Дубны Н.Н.Каприна: в соответствии с Бюджетным кодексом и существущим принципом "единой кассы" "меченых денег" в бюджете быть не должно. Она также усмотрела в этом пункте коррупциогенный фактор, связанный с произвольным толкованием законов вследствие противоречия разных норм существующего законодательства. Ведь в Законе "Об охране окружающей среды" достаточно ясно написано: "Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке "таксами" и "методиками" исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды".

Излишне говорить, что таксы и методики также основаны на идее возмещения ущерба окружающей среде.

Необходимо отметить, что мнение Прокуратуры г.Дубны носит противоположный характер – именно в исключении этого пункта ею усмотрен коррупциогенный фактор, о чем Совет депутатов был проинформирован соответствующим письмом за подписью прокурора города. При этом ни во время заседания Совета, ни ранее претензий со стороны прокуратуры к "Положению о вырубке" не поступало.

Ещё одним аргументом было то, что на цели озеленения в городе и так тратится порядка 40 миллионов. Видимо, магия большого количества нулей должна была убеждать, что уж с чем-с чем, а с озеленением в городе всё в порядке. Только проблема в том, что МАУ "Городские парки" имеет большой перечень работ, определенный муниципальным заданием, и он далеко не всегда связан с озеленением и лесовосстановлением. Так, на прямой вопрос, сколько деревьев было посажено в 2015 г., был получен ответ – 300. Не очень впечатляющий результат. Но, как говорится, что есть, то есть. Ответа же на вопрос, сколько деревьев было срублено, и вовсе получено не было.

Дискуссия на депутатской комиссии по ЖКХ была достаточно бурной, но её итогом стал отказ в вынесении этого пункта на заседание Совета депутатов. Казалось бы, на этом вопрос можно считать исчерпанным. Однако всего за час до самого заседания Совета депутатов назначается новое, теперь уже совместное, заседание комиссии по ЖКХ и комиссии по бюджету, финансам и налогам. Вопрос выносится один и тот же – о внесении изменений в Решение Совета депутатов от 29.01.2016г. "Об утверждении Положения о порядке вырубки деревьев и кустарников на территории города Дубны Московской области". Нам было снова предложено изменить пункт о компенсационном характере вырубки. Аргументы прежние: "средств на озеленение тратится больше, чем получено от компенсационных выплат", "принцип единой кассы", "траты на лесовосстановление можно и так прямо внести в бюджет". Возражения на первый пункт нами рассмотрены выше, что же касается принципа единой кассы, то Бюджетный кодекс трактует его всего лишь как необходимость иметь единый расчетный счет для бюджета, что никто и не оспаривает. Последнее же предложение как раз и носит отчетливо коррупциогенный характер. Депутатам предлагается каждый раз решать, куда и как пойдут деньги от компенсационного платежа, и уж тут точно возникает простор для лоббирования любых интересов и инициатив. Одним из авторов этой статьи на заседании комиссий также было отмечено, что Положение о целевом назначении компенсационного платежа существует в целом ряде муниципалитетов как в Московской области, так и в других областях и республиках, а в Москве эти деньги даже участвуют в образовании специального экологического фонда. И нигде в этих образованиях нет сомнений, что это целевые деньги.

Вместе с тем понятна и подоплёка инициативы городской администрации – ситуация с бюджетом тяжелая, средств для его пополнения практически нет. Однако уже сейчас известно, что у особой экономической зоны имеется потребность в расширении территории в правобережной части города. Речь идет о нескольких десятках гектаров, в том числе занятых лесом. А это тысячи деревьев и потенциальные многомиллионные платежи за их вырубку.

В результате "не мытьём, так катаньем" решение было вынесено все-таки на Совет, и минут через 20 этот пункт о целевом характере компенсационного платежа отменён. Дело сделано.

По общему мнению тех, кто голосовал против, нельзя "проедать" уникальный ресурс нашего города – лес. Да, экономическая ситуация в городе сложная, но надо понимать, что она в ближайшие годы кардинально не изменится и не стоит затыкать дыры в асфальте и бюджете за счет средств от вырубленных деревьев. В границах города расположено порядка 1 500 га лесов, что составляет пятую часть его площади. Это уникальное наследие, оно нуждается в заботе, сохранении и систематической работе по его поддержанию, которое немыслимо без финансовых средств. Нельзя оставлять эту работу на потом, успокаивая себя, что мы все восстановим, когда будут деньги. Это утопия! Каждый, кто был в наших лесах, видит их состояние. Нужны средства на лесоустроительные работы, борьбу с вредителями и т.д. Принятое в начале 2016 г. Положение автоматически определяло направление средств от вырубки. Теперь это обезличенный доход, и куда он будет расходоваться – большой вопрос. От прокуратуры пока нет вестей.

Остается только надеяться, что депутаты, проголосовавшие за исключение пункта о целевом использовании средств от вырубки деревьев и согласившиеся с аргументами о безопасности такого исключения, осенью не откажутся от своих слов и при формировании бюджета "просто предусмотрят средства на лесовосстановление".

Марк Ширченко, Ярослав Викулин, депутаты Совета депутатов г.Дубны

Вернуться назад

Доска объявлений

Афиша

Мы в ВКонтакте

Copyright 2002-2012 © Издательство ООО "Грань"