Площадь мира | Новости Дубны
№ 37| 18.09.2019
  

Архив материалов...

Расписание транспорта

Подписка ОНЛАЙН

Пример газеты в формате PDF
Перейти на сайт Компаньон и Ко

ГОЛОСОВАНИЯ



                 СВЕЖИЙ НОМЕР

16.04.2014 | БЮДЖЕТ-2013: косметический ремонт

Уже апрель, а об отчете мэра – ни слуху ни духу. Видимо, депутаты городского Совета забыли о своем регламенте? А может, никогда его и не читали? Согласно статье 51 этого регламента, Совет рассматривает отчеты главы города "не позже марта года, следующего за отчетным".

Или глава сам отказывается выходить на публику? Может быть, не в состоянии объяснить народу причины низкого качества бюджета Дубны? Бюджет, по мнению специалистов, страдает целым букетом недугов, притом хронических. В том числе:

- непомерный муниципальный долг;

- низкое исполнение бюджета (и по доходам, и по расходам);

- низкие темпы перехода к программному планированию;

- частые пересмотры бюджета без достаточных оснований.

Все они наблюдаются и в отчете по исполнению бюджета 2013 года, который на днях проходил публичные слушания. Давайте разберем их последовательно.

У опасной черты

Согласно официальным данным, муниципальный долг Дубны на 01.01.2014г. составил 579,6 млн. руб. Много это или мало? В Московской области 36 городских округов. Так вот, из них ровно половина – 18 округов – вообще не имеют муниципального долга. Из остальных приведу тройку "лидеров".

Городские округа

Муниципальный долг на 01.01.2014г.:

по абсолютной величине, тыс. руб.

по отношению
к налоговым и неналоговым доходам, %

Королёв

760 000,00

26,5

Подольск

610 000,00

16,9

Дубна

579 646,93

45,6

Даже по абсолютной величине долга наш город (при 70 тысячах населения) на третьем месте! А уж в процентном отношении - "лидер" просто недосягаемый. Точнее, "антилидер". Тут Дубна резко выделяется (в худшую сторону) даже в масштабе всей России.

По Бюджетному кодексу РФ (статья 107, ч.3), величину муниципального долга следует соотносить с деньгами, которые зарабатывает город. То есть с суммой всех доходов за вычетом безвозмездных поступлений – в бюджете это строка «Налоговые и неналоговые доходы». Если это соотношение превышает 50%, ситуация считается опасной.

Очевидно, что и при 46% бюджет города следует оценивать как рискованный. Ведь внезапные потери доходов возможны: например, в прошедшем году очередной раз изменили налоговое законодательство. А именно налоговые поступления являются основными в собственных доходах бюджета Дубны. При относительной величине долга в 15 - 20% проблему еще можно решить с помощью кредита. Но если долг и так уже выше 40%, дополнительный кредит резко усилит дисбаланс, и ситуация может окончательно выйти из-под контроля.

Есть от диких долгов и прямой убыток. Обслуживание долга (проценты за кредит) обошлось городу за 2013 год в 74,5 млн. руб., или 3,5% всех расходов. Это сопоставимо с расходами бюджета на физкультуру и спорт – 5,75%, на социальную политику – 5,1%, на ЖКХ – 4,87%, на здравоохранение – 4,69%, на культуру – 3,5%. Для сравнения, все расходы Дубны на охрану окружающей среды составили 0,08%, или 1,6 млн. руб. А на национальную безопасность и правоохранительную деятельность потрачено еще меньше – 0,06%, или 1,2 млн. руб.

Что самое страшное, проценты за кредит надо платить ежегодно. 5 лет такой "красивой жизни" обойдутся Дубне в 370 млн., а 10 лет – уже в 740 млн. Чтобы швырять на ветер такие бешеные суммы, надо иметь очень серьезные причины. Выгода для города должна намного превышать прямые убытки от этих выплат по кредитам.

А есть ли выгода? И город ли ее получает? Ответа нет.

Некомпетентность или умысел?

Крайне низкий уровень исполнения – вторая застарелая болезнь бюджета Дубны. Разумеется, абсолютно точно и без ошибок спрогнозировать все доходы и расходы никому не под силу. Но весь вопрос в величине неточности. В среднем по Подмосковью бюджеты (и по расходам, и по доходам) исполняются на 90% и более. А что у нас?

Исполнение доходной части бюджета городского округа Дубна за 2013 год составило 2 057,7 млн. руб., или 83,9% к плановым назначениям. При этом исполнение по неналоговым доходам бюджета составило 458,5 млн. руб., то есть всего лишь 74,1% к плановым назначениям. Планирование доходов с "ошибкой" более чем на 25% говорит, как минимум, о недостаточной компетентности.

Практика показывает, впрочем, что такое недостоверное планирование доходной части может порой преследовать и вполне сознательную цель – обеспечить возможность завышения расходных обязательств. Особенно в тех случаях, когда кредиты для покрытия этих расходов берутся в коммерческих банках, а не используется механизм бюджетного кредитования. Компетентные специалисты говорят, что постоянное перекредитование в коммерческих банках (по ставкам выше ставки рефинансирования) может, кроме прямых убытков городу, приносить не менее прямую и ощутимую прибыль всем заинтересованным в подобных сделках лицам. Интересная версия для правоохранительных органов и будущей Счетной палаты Дубны...

Но чтобы набрать много кредитов, нужно иметь хотя бы формальные основания. Как раз для этого иные недобросовестные чиновники и раздувают расходные статьи в бюджете. Потом эти липовые планы, конечно, не исполняются, а лишние кредиты (и проценты по ним) камнем повисают на шее у города.

Что конкретно имеет место в Дубне – некомпетентность или все же некий умысел – без нормального аудита бюджета установить невозможно. Будем надеяться, время для этого еще придет.

Кому невыгодна прозрачность

В бюджете 2013 года крайне низка доля расходов, произведенных в рамках целевых программ, что не соответствует основному направлению реформирования бюджетного процесса в РФ – переходу преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования. Это означает, что расходы зачастую формируются спонтанно, без должного обоснования целесообразности, которое требуется при программно-целевом подходе к формированию бюджета.

 

В 2013 году в городском округе Дубна, согласно отчету администрации, действовали 14 долгосрочных целевых программ города Дубны, 16 долгосрочных целевых программ Московской области и 1 федеральная целевая программа. Казалось бы, программ много … но большинство из них имеет небольшой объем, всего по несколько миллионов. В итоге общий объем ассигнований на финансирование целевых программ в 2013 году составил всего лишь 18,8% к общей сумме расходов бюджета.

А в других муниципалитетах картина иная. Средняя величина "программной части" расходов бюджетов муниципальных образований Московской области - около 50%. Есть и такие, где программная часть доходит до 70%, так что в непрограммной остаются "национальная экономика" (частично), "общегосударственные расходы" и т.п.

Кстати, расходы по целевым программам администрация Дубны умудрилась почему-то исполнить еще хуже, чем все прочие. Если запланированный объем ассигнований на финансирование целевых программ в 2013 году составил 647,1 млн. руб., то исполнение составило 393,4 млн. руб., или 60,7%. Здесь "ошибка" составила 39,3% от плана!

Почему переход на программное планирование бюджета идет в Дубне так туго? На этот вопрос без аудита тоже не ответишь. Но опять-таки, по опыту анализа ситуации в других регионах, специалисты говорят: недобросовестным администрациям это неудобно. Ведь все принятые программы обязательно публикуются за подписью главы города. А значит, и бюджет, сформированный по финансовым параметрам программ, станет более прозрачным.

Любой желающий сможет разобраться, как и почему формируются расходы по важнейшим направлениям. И загадочные переброски денег, которые имеют место в течение всего года, придется как-то объяснять.

Кручу, верчу – запутать хочу

Еще одна странность бюджетного процесса в Дубне – то, что важнейший документ постоянно переделывают на ходу. За год существенные изменения в бюджет (утверждаемые решением Совета депутатов) вносились 11 раз! По мнению специалистов, такое большое количество внесенных изменений свидетельствует о неточности прогнозирования и неэффективном планировании доходной и расходной частей бюджета, что является несоблюдением принципа достоверности бюджета, закрепленного в ст. 37 Бюджетного кодекса, в части реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

Конечно, причины внесения изменений в бюджет бывают разные. Можно и нужно исправлять коды бюджетной классификации вслед за изменениями в федеральных нормативных актах. Можно перераспределять объемы по расходным обязательствам: если, например, запланированный ремонт дорог общего пользования по конкурсу обошелся дешевле и сэкономленные средства направляются на паспортизацию этих дорог. Но в бюджете Дубны обоснованными правками дело не исчерпывается.

Неоднократно менялись основные показатели бюджета: доходы, расходы, дефицит, предельный объем муниципального долга, предельный объем заимствований, предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга – все в сторону увеличения. А это уже говорит о том, что первоначальный подход к формированию бюджета был необоснованным. Изменения вносились по мере возникновения каких-либо текущих потребностей или "свежих идей", не учтенных в годовом плане.

Кстати, при программном планировании подобные фокусы устраивать было бы сложнее. И легче бороться с другой проблемой - порочной практикой формирования кредиторской задолженности. Попросту говоря, администрация Дубны систематически отказывается вовремя оплачивать полученные товары, услуги и работы.

Цифры говорят сами за себя. Кредиторская задолженность бюджета города Дубны и получателей бюджетных средств перед исполнителями и поставщиками услуг и работ на 01.01.2014 г. составила более 100 млн. руб. Из этой суммы 63,6 млн. руб. – задолженность просроченная. Если бы доля программ в бюджете была выше, такие вопиющие факты удалось бы предотвратить. Но, похоже, в оздоровлении бюджета никто не заинтересован. А почему?

Остановим падение

Таковы лишь основные структурные проблемы бюджета 2013 года (они, разумеется, плавно перетекли в бюджеты 2014 - 2016 гг.) Проблемы острые и тем более опасные, что их не хотят открыто признавать и систематически исправлять. Однако надо сказать, что нынешняя ситуация все же отличается от того, что было год назад.

Давайте вспомним, какие же перспективы в области бюджета рисовала нам администрация Дубны в конце 2012 года? Была ли она хоть как-то обеспокоена? Ответ – нет.

Ни администрация города, ни депутаты городского Совета о "кризисе" не заикались – речь даже не шла о "проблемах". В отчете главы сияли радужные перспективы. А в реальности, то есть в бюджете, зияли дыры. Чтобы разговор был предметным, приведем документ (как всегда, официальный). Это одно из приложений к проекту бюджета на 2013 год, который мы в свое время резко критиковали.

Может быть, господа чиновники уже "забыли" об этом позорном деле своих рук? А господам депутатам удобнее не вспоминать, что они – как всегда, дружно и без колебаний – поставили под бюджетом свои подписи? Ни один из 20 "избранников" не дал честную оценку этим планам – по сути предательским по отношению ко всем жителям города.

Мы видим здесь запланированный огромный дефицит бюджета - более 100 млн. руб., а на 2015 год даже более 120 млн. руб. Видим гигантский – и тоже плановый! - муниципальный долг. Видим плановый рост долга. К 1 января 2016 года городские власти планировали довести его почти до миллиарда. И опасности в этом не усматривали!

Ни о каких планах по уменьшению муниципального долга или дефицита бюджета речь тогда не шла. Не было у власти таких планов! И город продолжил бы сползать к финансовой катастрофе под убаюкивающие рассказы об "успехах науки" и "достижениях ОЭЗ".

Что это – некомпетентность, халатность или что-то еще – сказать сложно.

Зато можно со всей уверенностью утверждать, что только своевременное энергичное вмешательство здоровых сил города остановило скатывание в пропасть. Все перемены к лучшему в бюджете Дубны за прошедший год – прямой результат активной позиции, занятой партиями "Справедливая Россия" и КПРФ, следствие постоянной и конструктивной критики. Мы выступали в прессе, обращали внимание областного руководства на катастрофическое положение с финансами в Дубне. Мы сделали достоянием гласности опаснейшие перекосы в бюджете – рост долга, огромный дефицит, несбалансированность многих статей расходов.

С удовлетворением отмечу, что совместные усилия жителей города, обеспокоенных опасными тенденциями в бюджетной политике, привели к определенным (хотя и абсолютно недостаточным) результатам.

Главное - муниципальный долг уменьшился по сравнению с позорным "планом" на 130 млн. (и не надо будет платить проценты с этой суммы). В реальности, правда, сумма снижения долга куда скромнее – 28 миллионов (менее 5%). Зато его рост удалось приостановить.

Дефицит бюджета тоже снизился. Но этот результат, к сожалению, во многом создан искусственно - поспешным урезанием плановых расходов. И все, что администрация сейчас выдает за свои достижения в области финансов, не более чем вынужденный "косметический ремонт".

Массовая и открытая поддержка наших действий со стороны многих тысяч жителей Дубны заставила местные власти в срочном порядке предпринимать хоть какие-то усилия по выравниванию бюджета. Это доказывает, что организованное гражданское общество может добиться реальных изменений.

Спасибо всем, кто уже принял участие в этой работе, и тем, кто намерен ее вместе с нами продолжить!

Дел у нас впереди – непочатый край. Чтобы справиться с ними, нужна твердая политическая воля и объединение усилий всех горожан.

В.Г. Белоусов, председатель Совета местного отделения
партии "Справедливая Россия" в г. Дубне

Вернуться назад

Доска объявлений

Афиша

Мы в ВКонтакте

Copyright 2002-2012 © Издательство ООО "Грань"