Региональная газета Компаньон и К<sup>о</sup>
№49 от 13.12.2017

11.10.2017 | «Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ…»

Музеям и музейному делу Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин всегда уделял большое внимание, неоднократно отмечая важность и актуальность сохранения исторической памяти.

Три года тому назад, осенью 2014 года, состоялась памятная встреча президента страны с руководителями краеведческих музеев. Владимир Владимирович рассказывал: «Ещё примерно 150 лет назад были созданы первые «музеи местного края» – тогда они так, по–моему, назывались. В своё время очень большое внимание этому направлению уделял и Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Он много очень сделал для того, чтобы это направление работы было и востребовано, и было бы поднято на определённую, нужную обществу высоту…» В своих выступлениях лидер страны неоднократно подчёркивал: «Главный ресурс мощи России, её будущего – в нашей исторической памяти!» И особое внимание уделял и уделяет постоянной поддержке этого неисчерпаемого ресурса.

Современный музейный мир России — это более 2 000 музеев системы Министерства культуры РФ, среди которых музеи федерального подчинения, местного и крупнейшие ведомственные музеи. В них, по оценкам специалистов, сосредоточено около 60 миллионов единиц хранения, ежегодно их посещают около 70 миллионов человек. Однако это лишь «верхушка айсберга». Даже приблизительными данными о том, сколько всего в России на сегодняшний день ведомственных, общественных, муниципальных, частных музеев, к сожалению, не располагает ни одно ведомство в стране. Соответственно, мы не знаем, сколько ещё памятников истории, культуры, природы хранится в их фондах, сколько людей занято их хранением и репрезентацией, сколько посетителей здесь приобщается к историко-культурному наследию.

За последние годы практически исчезли многочисленные историко-революционные музеи, возрождаются церковно-исторические, вновь появились частные музеи и музеи личных коллекций, но резко сократилось количество общественных музеев, в том числе имевших статус народных, школьных.

Когда-то историк и литературовед Татьяна Александровна Хлебянкина утверждала, что «…всего в Талдомском районе насчитывается более двадцати музеев, из них шесть – в г.Талдоме (на 13 тысяч населения) и ещё три рядом, хотя на территории городского поселения, в деревне Дубровки, Дом-музей С.А. Клычкова, Музей журавля и частный военный музей». По её мнению, подобный факт достоин занесения в Книгу рекордов Гиннесса – по количеству музеев на душу населения.

Своеобразное начало музейному делу в крае положил знаменитый писатель Сергей Антонович Клычков, в своём романе «Чертухинский балакирь» доподлинно подметив: «И верно, чего только не собрано в нём с нашей округи… – всё есть, что касательно уезда!.. Так и называется: Музей местного края. Будешь в Чагоде, зайди непременно, всякая диковина и пустяковина, а главное – медведь налицо!»

В конце ХХ века в Талдомском районе действительно существовало немало музеев. Были музеи на предприятиях – в Вербилках на фарфоровом заводе, в Талдомском Автодоре. Особое место занимали школьные музеи. Крупнейший из них был у Юлии Николаевны Кравцовой в Вербилках, самый известный – в Ермолинской средней школе, носящей имя Салтыкова-Щедрина. Он начал комплектоваться ещё в 1966 году в селе Спас-Угол, где тогда на усадьбе матери писателя в господском доме находилась восьмилетняя школа. Именно там-то молодая учительница Людмила Михайловна Нешумова и основала первый в России Салтыковский музей. Потом, когда в 1975 году четыре местные школы были объединены в одну, Ермолинскую, музей сменил прописку, перебравшись из Спас-Угла в Ермолино. Он существует и поныне – сегодня его возглавляет директор школы Инна Александровна Танасиенко. И один из экспонатов музея (знаменитое салтыковское кресло) был увековечен в камне – на него в г.Талдоме в 2016 году усадили Михаила Евграфовича скульптор Денис Стретович и архитектор Александр Айрапетов, авторы нового памятника, установленного в центре Талдома - «Глупова-Чагодуя».

Школьные музеи существовали в Талдоме, Запрудне, Павловичах. Наверняка где-то существуют и до сих пор. Но, как бы это правильно сказать, существуют «инкогнито», что называется, конфиденциально, не привлекая к себе излишнего внимания различного рода проверяющих органов и контролирующих инстанций. Оно и понятно, сегодня статус школьного музея хоть и прописан законодательно чётко и недвусмысленно, но несёт за собой столько проблем и «геморроя», что проще не афишировать его официально. Ведь подобные музеи создавались на общественных началах, работа в них велась и ведётся на неоплачиваемой основе. А в случае попадания в общероссийский музейный реестр общественников обяжут вести книги поступлений и учёта экспонатов, а руководителей – обеспечить сохранность коллекции (читай: подключить сигнализацию, организовать охрану, приобрести выставочное и экспозиционное оборудование). Денег на это не выделяется, а ответственность – колоссальная. Потому-то по всей стране и сокращается количество общественных музеев, имеющих статус народных и школьных, – трудно, а фактически невозможно, их сегодня содержать.

Думается, чиновникам на местах следует более внимательно слушать выступления лидера нации. И не бездумно аплодировать его высказываниям, а принимать их к сведению, работать над тем, чтобы слова, сказанные президентом, воплощались в конкретные дела. Иначе любую, самую блестящую инициативу можно просто показательно «захлопать»…

Алексей Куманичкин

Вернуться назад

Подписка ОНЛАЙН

Доска объявлений

Голосование

Copyright 2002-2012 © Издательство ООО "Грань"