Региональная газета Компаньон и К<sup>о</sup>
№ 7 от 21.02.2018

19.07.2017 | ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ. Каналу имени Москвы – 80 лет

14 июля в Музее археологии и краеведения Дубны открылась юбилейная выставка "Волга течет в Москву". Она посвящена 80-летию Канала имени Москвы, который был торжественно открыт 15 июля 1937 года. Работать выставка будет до 15 сентября.

В подготовке экспозиции участвовали сотрудники Волжского района гидросооружений, участники фонда "Наследие" и краеведческого общества "Москва-Волга", предоставившие уникальные экспонаты из частных коллекций. Есть предметы и из фондов самого музея.

- На какие из экспонатов стоит обратить особое внимание? – спросили журналисты у директора музея Елены Чертовских.

- Есть подлинные материалы о Николае Федотовиче Шапошникове, который получил диплом инженера еще в 1916-м, в царское время, в 1932 году стал заместителем главного инженера и начальником работ Волжского района, а в 1934-м начальником района. Есть и его награды. Есть два очень интересных знака из частной коллекции: "Ударнику строительства канала Москва - Волга" и "Строителю канала Москва – Волга". Первый, кстати, изображен на памятнике строителям канала в Дубне. На нашей выставке представлен подлинный знак, им награждались именно заключенные. Вторым знаком награждались вольнонаемные рабочие. Сегодня это раритетные вещи. В дополнение к этим знакам можно увидеть интересные документы, например, об освобождении заключенного из исправительно-трудового лагеря.

- В чем главная цель выставки? В том, чтобы посетители осознали глобальность этого инженерного сооружения, его пользу, или же то, что эта стройка стоила тысяч человеческих жизней?

- Выставка многогранная. Здесь есть и цифровые показатели: сколько и каких материалов было затрачено на строительство, какая техника и т.д. Что касается погибших, то эти цифры до сих пор окончательно не уточнены. Официально говорят о 22 тысячах погибших. Но исследователи будут и дальше работать в архивах, искать ответ на этот вопрос. До 60-х годов, как известно, эта тема вообще была закрыта…

Почему я говорю о многогранности? Пусть люди сами посмотрят цифры, почитают официальные данные, вглядятся в лица людей, что здесь представлены (их около ста), их свидетельства. Действительно, канал – грандиозное сооружение. Экономически выгодное, с одной стороны. С другой стороны – трагедия, трагедия людей, трагедия судеб. Здесь представлены очень интересные люди.

О некоторых из них директор музея рассказала во время обзорной экскурсии для участников открытия выставки. Так, среди заключенных Дмитлага был Сергей Михайлович Извеков, иеромонах Пимен, впоследствии Святейший Патриарх. Здесь заслужил свою свободу репрессированный инженер Андрей Загряжский, который затем стал главным инженером Рыбинского гидроузла, работал главным инженером на строительстве ряда ГЭС. А приехавшая к нему в Дмитлаг жена Екатерина Загряжская была арестована 23 июля 1937 года – через неделю после праздничного открытия канала. Расстреляна в ноябре того же года на Бутовском полигоне. Андрей Загряжский, помимо инженерного таланта, обладал ярким поэтическим дарованием и оставил нам пронзительное стихотворение под названием "Тюремное свидание":

Так близко быть – какая мука! –

И не коснуться, не прильнуть,

И не обнять в тоске друг друга,

В угрюмый отрываясь путь!

- 1932 год, когда в деревнях появились первые строители будущего канала имени Москвы, стал поворотным в хронологии этой местности, - сказал на открытии выставки Владимир Родионов, член краеведческого общества "Москва – Волга". – Да, город образовался позднее, но необратимость преобразований совершенно рядовой болотистой местности была начата именно тогда. А потом появился город-остров, замкнутый между тремя реками и каналом. И фильтрация дамбы привела к тому, что левый берег тоже по сути является островом, замкнутым между Северной канавой, морем и рекой Волгой. А с 1960 года два острова соединились в единый город.

Преобразования действительно были грандиозными: вдоль 128-километровой водной трассы пролегли железная и шоссейная дороги. 240 основных и вспомогательных сооружений канала (11 шлюзов, 12 пристаней, 6 ГЭС, 5 насосных станций, 14 паромных переправ и т.д.) дали квалифицированную работу тысячам людей, по всей трассе появились новые поселки, один из них – поселок Большая Волга на территории нынешнего города Дубны.

Но цена этих преобразований непомерно высока: более 500 тысяч заключенных трудились в невероятно тяжелых условиях, буквально за кусок хлеба. 22 842 из них, только по официальным, далеко неполным данным, погибли при строительстве. Свыше 5 тысяч участников строительства, от главных руководителей до рядовых каналоармейцев, осуждены так называемыми "тройками" и расстреляны во время строительства и после его окончания. Эти данные – из статьи Владимира Родионова в газете фонда "Наследие", посвятившей 80-летию Канала имени Москвы специальный выпуск.

Что нам известно об этих людях? "Очень мало, - отвечает краевед. – Стараниями группы энтузиастов старшего поколения мы узнали часть имен безвинно расстрелянных после строительства канала, совсем почти не знаем имена погибших во время строительства и иногда случайно узнаем имена и судьбы выживших".

Сходите на эту выставку. Говоря словами знаменитого нашего ученого-историка Василия Осиповича Ключевского, "прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий".

Вера Федорова, фото автора

Вернуться назад

Подписка ОНЛАЙН

Доска объявлений

Голосование

Copyright 2002-2012 © Издательство ООО "Грань"