Площадь мира | Новости Дубны
№ 16| 23.04.2022
  

Архив материалов...

Расписание транспорта

Подписка ОНЛАЙН

Пример газеты в формате PDF
Перейти на сайт Компаньон и Ко

ГОЛОСОВАНИЯ



             АРХИВ МАТЕРИАЛОВ

10.11.2021 | Цены. Цены? Цены!.. Как жить?!
 "Я всегда беру одни и те же продукты, - говорит Михаил. - Вот эта соль, например (я покупаю подороже), пару месяцев назад стоила 50 рублей. А сейчас – посмотрите – уже 65. Очень подорожали подсолнечное масло, хлеб, овощи и фрукты. И самое печальное – на прилавках не найти ни крымского винограда, ни кубанских яблок. Все импортное. Конечно, при таком раскладе цены будут только расти".
 
Пенсионерка Антонина Павловна сетует, что сильно подорожал хлеб: "Я покупаю хлеб в палатке недалеко от дома. Беру всегда половину бездрожжевой буханочки. Раньше она стоила 56 рублей. А недавно пришла – уже 65. Яйца тоже еще пару месяцев назад были по 60 рублей. Сейчас – минимум 80. Да и крупы не отстают. Каждый день все дороже и дороже".
А вот жительница Дубны Анастасия говорит, что на цены никогда не смотрит, поэтому подорожания не заметила. Правда, если раньше она укладывалась в 1000 рублей, то сейчас меньше, чем 1500, с собой в магазин не берет.
 
Что же произошло в 2021 году, что даже осенью, когда завершился сбор нового урожая, продукты продолжают дорожать?
 
Все рекорды побило подсолнечное масло. По прогнозам правительства, цены на него в октябре должны были снизиться. Для этого Минсельхоз повысил экспортную пошлину сразу на 57,3 доллара – с 169,9 до 227,2 доллара за тонну. Такая мера введена на год – по 31 августа 2022 года – и должна помочь "отвязать" внутренние цены на масло от мировых. Но пока на полках многих магазинов стоит подсолнечное масло по прежней цене – от 110 до 140 рублей за литр. Что ж, возможно, это еще прошлогодняя продукция и масло нового урожая будет стоить дешевле?
 
Мы поговорили с Владимиром Комоловым, генеральным директором Торгового дома "Иваньковский" (магазин "Продукты" на улице Курчатова, д. 10) и выяснили, как реализуется правительственная программа по урегулированию цен.
 
- Да, действительно, наши власти пытаются регулировать цены. Правительству перед выборами нужно было что-то делать, вот оно и вмешивалось в эти процессы, не вникая во все тонкости. Взять, например, то же масло подсолнечное. Нас обязали иметь на прилавке не меньше двух торговых марок масла с ценой ниже 110 рублей. А где я их найду, если у нас в закупке цены от 110? Это крупные сети магазинов могут диктовать условия поставщику, а мы покупаем то, что есть. Доходит до смешного, но мне порой выгоднее сделать закупку товара в той же "Пятерочке", чем у своего поставщика.
 
- И как же вы работаете?
- Вот так и работаем. От нас мало что зависит. Мы делаем минимальную наценку, которая едва окупает затраты. А некоторые товары продаем даже себе в убыток. Например, сигареты. Тут правительство не позволяет делать наценку больше 7%. Хотя, казалось бы, идет активная борьба с курением...
 
- Получается, что труднее всего "выживать" небольшим магазинчикам?
- Да, так и есть. В таких условиях могут конкурировать только крупные торговые сети, нам же приходится бороться за свое существование и буквально "выживать".
 
- Что подорожало заметнее всего в последнее время?
- Да все подорожало. На молоко цены только растут. Если в 2019 году закупочная цена за литр была 47 рублей, то сейчас уже 52,5. Не укладываемся мы в цифры прогнозируемой инфляции, как ни крути.
 
- Говорят, что в этом году был неурожай пшеницы из-за засухи, поэтому и хлеб подорожал, и корма для животных. Соответственно, мясо, яйца – все тоже взлетело в цене. Что вы об этом думаете?
- Да, мясо действительно сильно подорожало, - соглашается Владимир Николаевич. - Особенно курица. А настоящую причину этого нам никто не скажет. У нас главное что? Правильно, чтобы на бумагах было все четко обосновано. А как уж там на самом деле – никого не волнует. Поставщики то и дело присылают уведомления о повышении цен. Вот, хотите почитать? – протягивает он письмо от АО "Мясокомбинат "Клинский".
 
"Этой осенью цены на мясо ставят абсолютные рекорды за последние 10 лет", - сообщает бумага. В качестве обоснования такого роста цен приводятся "неблагоприятные факторы":
  • череда вспышек АЧС (африканской чумы свиней) на территории Псковской, Брянской и Белгородской областей;
  • рост цен на корма, ветеринарные препараты, упаковку;
  • российское производство не обеспечивает потребность внутри рынка, поэтому внутри страны основными импортёрами выступают Белоруссия, Парагвай и Бразилия. Они и держат цены.
- Цены повысили, и нам приходится подчиняться, - разводит руками генеральный директор.
 
Рыночная экономика живет по своим законам. И даже когда правительство пытается вмешиваться в ее процессы, результат не всегда получается прогнозируемым.
 
В 2021 году государство предпринимало попытки стабилизировать цены на сахар. Но, согласно данным Росстата, цена на него поднялась уже на 41,34% (в годовом выражении). Для того чтобы повлиять на ситуацию, правительство выделило квоты на беспошлинный ввоз сахара. Это должно было увеличить количество продукции внутри страны и снизить инфляцию. Но из-за действий государства многие российские производители просто ушли с рынка. Им стало невыгодно реализовывать свою продукцию. В итоге и цены не снизились, и наших производителей мы не поддержали. Будем покупать импортный сахар.
 
Если почитать в Интернете, можно найти массу интересных обоснований того, почему растут цены. Причем из года в год оправдания не меняются. Вроде бы и лето в этом году неплохое было. Но, оказывается, засушливое… А если бы дождливое и холодное – тогда еще лучше. Тут уж с чистой совестью можно говорить, что погода виновата.
 
Кроме погоды, эксперты ссылаются на то, что у нас в России не должным образом организовано хранение скоропортящейся продукции. Дожили. Свои яблоки негде хранить, пусть гниют. Мы лучше из Молдавии привезем. Да что там яблоки. У нас даже иногда картошку выгоднее привезти из Египта, а чеснок – из Израиля.
 
В поисках отечественных яблок мы забрели на дубнинский рынок, что на улице Энтузиастов. И нашли! Нина Валентиновна – владелец фруктово-овощной палатки – рассказала, что берет на реализацию продукцию местных фермеров.
 
- Вот, посмотрите, какие яблочки красивые. И сладкие очень! Мужчина нам приносит со своего сада, люди очень хорошо их берут.
 
- А еще есть что-нибудь отечественное у вас на прилавке?
- Ой, в основном все "не наше". Картошка вот курская, правда. Морковь и капуста тоже российские. Все остальное – импортное.
 
- Как цены в последнее время изменились?
- Дорожает все ужасно. Каждую неделю езжу закупаться, и каждый раз – сюрприз. Картофель, например, все время брала по 35 рублей, потом приезжаю – он уже 38. А через неделю – 45! Цены на капусту тоже удивляют. Неурожай в этом году, говорят. Влага ей нужна, а лето было засушливое. Сейчас 55 рублей стоит! А в прошлом году была по 25. Вот и считайте, какая у нас инфляция…
 
- И как люди реагируют? Все равно покупают?
- Да, покупают, конечно. Но гораздо меньше, чем раньше. Как говорится, потребительская корзина заметно уменьшилась. Все теперь бегают по супермаркетам в поисках скидок и акций.
 
Получается, тяжелее всего приходится малому бизнесу. Правительство делает попытки регулировать цены, но "выживают" в таких условиях не все. Крупные торговые сети могут "играть ценами", устанавливая свои правила, влиять на поставщиков. И поставщики идут на уступки, поскольку сотрудничество с крупными сетями – дело выгодное. Небольшие розничные магазинчики и частные торговцы вынуждены балансировать на грани банкротства.
 
А что же покупатель? Мы, разумеется, ищем, "где дешевле", все чаще отправляясь в "Пятерочку" или "Ашан", которые заманивают нас "желтыми ценниками". И, сами того не замечая, помогаем акулам торгового бизнеса поглотить маленькие уютные магазинчики возле дома. Что будет, если останется только несколько крупных торговых сетей, догадаться несложно. Мы уже сейчас наблюдаем картину передела рынка. В 2021 году торговая сеть "Магнит" объявила о приобретении другого крупного игрока – "Дикси". Мелкие же торговые точки устранятся сами собой, и у больших компаний просто не останется конкурентов. А снижение конкуренции всегда негативно отражается на потребителях.
 
Таковы реалии рыночной экономики. Все происходит по собственным законам и правилам и вмешательством со стороны, к сожалению, практически не регулируется.
 
Марина Толоконникова
 
P.S. Все это, конечно, наводит на тоскливые размышления. Но не стоит погружаться в депрессию или отмахиваться от проблем рукой, кое-что все-таки мы с вами можем сделать. Например, редакция предлагает вам, уважаемые читатели, поддержать наших дубнинских предпринимателей, заглядывая в небольшие магазинчики за продуктами первой необходимости. Им сейчас тяжелее всего, и если правительство не знает (или не хочет знать), как помочь малому и среднему бизнесу, то нам с вами это по силам.
Вернуться назад

Доска объявлений

Афиша

Мы в ВКонтакте

Copyright 2002-2012 © Издательство ООО "Грань"