Площадь мира | Новости Дубны
№ 15| 21.04.2021
  

Архив материалов...

Расписание транспорта

Подписка ОНЛАЙН

Пример газеты в формате PDF
Перейти на сайт Компаньон и Ко

ГОЛОСОВАНИЯ



             АРХИВ МАТЕРИАЛОВ

07.10.2020 | Байкальская кругосветка

В этом году многие вынужденно осваивают отечественные туристические маршруты, как правило, выбирая южное направление – поближе к морю и солнцу. А вот провести долгожданный отпуск на севере, да еще в безлюдной тайге, решаются немногие. Жительница Дубны Юлия Перегудова – одна из них.

Пандемия не внесла каких-либо серьезных изменений в планирование отпуска Юли: ее всегда интересовали путешествия по России, и север – в особенности. А повторить Байкальскую кругосветку она мечтала с тех пор, как впервые покорила этот маршрут.   Юля – сибирячка: ее детство и юность прошли в Томске, а потому ей очень близки заповедные северные пейзажи с их красотой, чистотой и покоем. В 80-е годы семья перебралась в Москву, и со временем Юля поняла: "Я долго в мегаполисе не могу – не мое. Лучший отдых – в единении с природой". Ее близкие давно живут в Австрии, а она несколько лет назад дачу на Истре поменяла на квартиру в Дубне: наш город своей атмосферой во многом напоминает ей родной Томск.

Для того, чтобы отправиться в путешествие, активная туристка использует не только время отпуска, но и выходные дни. Интересных маршрутов  в Подмосковье и ближайших регионах – множество. На одном из них Юля и познакомилась с организаторами Байкальской кругосветки; впрочем, тогда она еще была в проекте. А чуть раньше они съездили к красавцам-теремам в заброшенных деревнях Костромской области. Образцы старинного деревянного зодчества с настоящими витражами, башенками и резьбой сохранились только благодаря тому, что вокруг не было дорог. Добраться туда и сейчас можно только на внедорожниках:  именно такие маршруты разрабатывает команда организаторов - труднодоступные, малоизвестные, порой уникальные и всегда незабываемые! В условиях цейтнота или короткого светового дня (зимой) длительные переезды совершают в темное время суток. "Для транспорта высокой проходимости и водителей-профессионалов это не проблема: с люстрой на крыше кабины освещение лесной просеки лучше, чем на московском бульваре", - рассказывает Юля.

Каждый новый маршрут организаторы разрабатывают долго и тщательно. Сначала несколько раз проходят его сами, подробно изучают местность, а главное – как она может меняться в зависимости от времени года, погодных условий, разлива рек и прочих факторов. Продумывают все до мелочей, чтобы избежать ненужных проблем, которые встречаются в дороге.

Говорят, дважды в одну реку не войти. Так и путешествия по одному маршруту могут сильно различаться. Первая кругосветка прошла "без сучка, без задоринки": в засушливый год и дороги оказались вполне проходимыми, и реки - настолько мелкими, что их легко можно было преодолеть вброд. Вода, солнце и потрясающие пейзажи: курорт, да и только! Даже диких обитателей тайги ни разу не встретили. В общем, ни приключений тебе, ни нервы пощекотать… Видимо, трудностей Юле не хватило, а потому маршрут она покидала в полной уверенности, что обязательно сюда вернется. Возможность представилась ровно через год.

Группа из 20 человек собралась в Иркутске, чтобы стартовать на пяти внедорожниках. Все водители - пилоты международного класса, четверо из них – местные. У джиперов - своя тусовка: в каждом регионе есть люди,  готовые выйти на маршрут. Отважно преодолевать препятствия – их смысл жизни, а бездорожье – их стихия. Однако в поездку отбирают не безбашенных любителей экстрима, а гарантирующих безопасность пассажиров.

Палатки, спальники, подушки, постельное белье и пледы предоставляют организаторы. Из 12 ночей на маршруте 6 проходят в таежных условиях и столько же – в "цивилизованных": это может быть отель в городе или у термальных источников, туристическая база или бывший пионерский лагерь на острове посреди реки. Но туда еще добраться надо! Впрочем, сюда едут не за цивилизацией, а скорее от нее: за воспетыми бардом "туманом и запахом тайги", чистейшими  горными реками, пением птиц, общением у костра и адреналином. Палатки, как зонтики, на стоянке раскрываются в считанные секунды, а потому разбить лагерь - дело нескольких минут. Как правило, "капризные" туристы гораздо дольше выбирают живописное место под временный ночлег: потрясающие виды, открывающиеся на рассвете, не сравнить с видами из окна самого лучшего отеля. А тысячи звезд на ночном  небосводе  здесь кажутся ярче и ближе.

Питание – отдельная тема. На очередной таежной стоянке у одного из джипов открывается задняя дверца, выдвигается стол, по необходимости сверху устанавливается тент - и полевая кухня готова! Путешественники назвали ее рестораном "Русский лес" и даже подарили фирменные фартуки.  В утреннем меню от шеф-повара, помимо традиционных каш, кофе в турке, сырники и блинчики - как вам завтрак туриста?  За время похода любители приключений успели попробовать русский борщ и французский суп жюльен из собранных в тайге грибов, приготовленные по разным рецептам говядину, конину, оленину, изюбрину и, конечно, блюда национальной кухни и местные деликатесы. В арсенале у повара – мультиварки, газовые горелки, мангал и даже жарочный шкаф для костра, а в дополнение – настоящий фамильный самовар позапрошлого века, который взял с собой один из водителей. Чай – из местного шиповника, а на десерт – кедровые орешки, собранные прямо на берегу Байкала.

Туристический маршрут проходит вдоль озера, однако приблизиться к побережью даже на внедорожниках можно далеко не везде из-за отвесных скал. Приключений путешественникам хватило, самые яркие впечатления остались от легендарного 110-го зимника. Дорога, построенная зимой 1974-1975 гг., изначально проектировалась как временная - для переброски грузов от Транссиба к БАМу во время его строительства. Из-за теплой зимы ледовой дороги по Байкалу не было,  поэтому остро встал вопрос о снабжении "стройки века".  Пользовались дорогой "Улюнхан – Новый Уоян" недолго, со временем она разрушилась, от мостов тоже мало что осталось: она и раньше считалась непростой, а теперь вовсе превратилась в направление. Джиперы 110-й зимник относят к пятой (высшей) категории сложности, свое название он получил по единственному уцелевшему километровому столбику. Юля вспоминает, что за две кругосветки они встретили на этом участке всего одну машину.

Это лето выдалось дождливым, вода в реках поднялась настолько, что один из водителей сокрушался о том, почему не взял с собой удочку – рыбачить можно было прямо из машины! Через Селенгу и на Ольхон переправлялись паромом. Реку Баргузин пришлось преодолевать трижды. Специально оборудованные и подготовленные джипы шли по грузовому броду, погруженные в воду по самые сиденья. Временами волной их разворачивало и тянуло по течению: не уплывали машины только благодаря большому весу. Передвигались в сцепке по 2-3 внедорожника. Когда один из них "садился" дном на камень, другие спасали его с помощью лебедки. Часть пути пришлось преодолевать по руслу реки Срамная с большими камнями и ледяной водой, испытав настоящий каменный триал. Из болот джипы вырывались на высокой скорости. Когда наблюдаешь за всем этим из люка машины – эмоции зашкаливают!

После таких испытаний, промокшие и продрогшие, путешественники все же чувствовали себя по-настоящему счастливыми. На маршруте удалось побывать во многих удивительных местах. Однажды ночевали в верховьях реки Лены, которая берет начало из небольшого озера, до сих пор не имеющего собственного названия. Побывали в здании железнодорожного вокзала в Слюдянке, которое называют мраморным чудом Транссиба – это единственный в мире действующий вокзал, построенный целиком из мрамора. Тогда, в  1905 году, это был дешевый строительный материал, который добывали в местном карьере. Там же, в Слюдянке, посетили частный музей минералов, а в Северобайкальске - музей строительства БАМа. В Байкальске поведали о своих заветных желаниях мистической скульптуре "Ухо Байкала". Говорят, нужно поднять с земли камень и, прошептав свое желание, бросить его через это ухо прямо в озеро – тогда задуманное непременно исполнится.

Маршрут проходил через красивейшие природоохранные территории – заповедники и национальные парки. В тайге встречали рысь, видели свежие следы медведицы с медвежонком. Благодаря высокой проходимости транспорта команда даже на перенаселенном туристами Ольхоне выбиралась подальше от людей, чтобы насладиться потрясающей красотой самого глубокого озера на планете и наполниться живительной энергетикой. Не зря говорят, что солнечных дней на Байкале больше, чем на побережье Черного моря: за 2 недели путешествия только один день шел проливной дождь. Из-за этого отменили посещение Сада камней в Баргузинской долине и, изменив маршрут, провели полудневку на побережье, где было солнечно.

Туристам организаторы всегда напоминали об осторожности, не рекомендуя отходить далеко от палаток. В отличие от других, за Юлю были спокойны: "Сама разберешься…" "Там я дома, я чувствую природу, и меня это заряжает, – рассказывает Юля. – Периодически мне нужно побыть наедине. Я не чувствую страха в тайге, не паникую, потому что хорошо ориентируюсь в лесу". Несмотря на 5-часовую разницу во времени, она вставала по солнцу без будильника, купалась на рассвете в горных реках, в ледяной воде озера. В этот раз  ей хватило и общения с природой, и объятий с Байкалом, и драйва от испытаний на маршруте. Однако неизведанный север всегда зовет: "Я не простилась с Байкалом. Надеюсь, будут новые встречи и новые открытия!"

Евгения Штайн

Фото из личного архива Юлии Перегудовой

Вернуться назад

Доска объявлений

Афиша

Мы в ВКонтакте

Copyright 2002-2012 © Издательство ООО "Грань"