Площадь мира | Новости Дубны
№ 38| 23.09.2020
  

Архив материалов...

Расписание транспорта

Подписка ОНЛАЙН

Пример газеты в формате PDF
Перейти на сайт Компаньон и Ко

ГОЛОСОВАНИЯ



             АРХИВ МАТЕРИАЛОВ

21.11.2018 | Сортируй отходы – думай о будущем
К 2023 году Московская область будет одной из самых прогрессивных в России в отношении обращения с отходами. На территории региона должны появиться семь модернизированных полигонов твердых бытовых отходов, четыре мусоросжигательных завода и шесть мусороперерабатывающих комплексов. Дубна благодаря появившемуся в 2010 году мусоросортировочному комплексу финской компании "L&T" - один из первых городов, шагнувших навстречу решению масштабной экологической проблемы региона. Жителям Дубны "L&T" наиболее известна как "Экосистема, чьи синие контейнеры установлены около жилых домов и чьи машины ежедневно вывозят отходы. Куда они попадают? Где самая сложная ситуация в городе и почему сортировка на самом деле выгодное дело? Об этом газете рассказал директор ООО "РФК "Экосистема" Андрей Дарда.
 
– Компания "Экосистема" на сегодняшний день обслуживает 100% жилого фонда Дубны. Контейнеры для раздельного сбора расставлены таким образом, чтобы жителю было удобно.
 
- Почему не у всех подъездов есть синие контейнеры, например, в институтской части города?
– Расставлять у каждого подъезда не имеет смысла – такого объема вторичного сырья у нас нет. Контейнеры расставлены по объему, который необходим для конкретного дома. Существует морфология отходов. И в этой морфологии прописано, сколько максимально может быть отходов вторичного использования. Из этого объема мы посчитали количество контейнеров, необходимых для каждого дома.
Синие контейнеры расставлены там, где, на наш взгляд, удобнее жителям. Управляющие компании вправе, если жители будут обращаться, переставить их куда-то на другое место.
 
- Что насчет контейнерных площадок и их содержания? Кто за что отвечает?
– Установка контейнеров находится в ведении управляющих компаний. По закону Московской области контейнерные площадки должны быть у каждого дома. К сожалению, в нашем городе нет места, чтобы у каждого дома поставить свою контейнерную площадку. Исторически сложилось так, что дома стоят близко друг к другу, имеют общий двор, поэтому на несколько домов одна контейнерная площадка. Ее должна содержать управляющая компания, в обязанности которой входит ее организовать, установить, следить за ней, убирать. А в функции мусоровывозящей компании входит подать машину, забрать мусор и все, что просыпалось во время перегрузки, убрать и увезти. Полномочия четко прописаны в законе. На мой взгляд, это сделано для того, чтобы в случае смены транспортной компании, которая вывозит отходы, контейнерная площадка и контейнеры остались у управляющей компании. Если бы они были в ведении нашей компании и мы закончили работать с УК – допустим, они отказались от наших услуг, то УК была бы вынуждена построить новую площадку или взять ее в аренду, потому что она принадлежала нам.
 
- Как бороться с мусором, который люди складывают около контейнеров?
– Существуют нормы накопления отходов: они состоят из тех, что складируются в обычный контейнер, и крупногабаритного мусора, который люди, как правило, складируют около баков или рядом с контейнерной площадкой. В договоре с УК у нас прописан объем, согласно нормам, который мы вывозим бесплатно. То есть по мере накопления крупногабаритного мусора УК присылает заявку на его вывоз. Мы туда ставим контейнер, они его загружают, мы вывозим.
 
- В городе есть места, где вывоз мусора все еще остается проблемой. Почему так происходит, кто за это отвечает?
– На территории институтской части города 7 общих контейнерных площадок. Самая кризисная ситуация сложилась на одной из них – той, которой пользуются несколько управляющих компаний (УК) и ТСЖ. Площадка закреплена на улице Мичурина за домами №№ 2,4,6 (ТСЖ "Восход 4"), №25 ("ГЕУК "ДУБНА") №№ 23, 21 ("Сириус-О") и домом №24 ("Финсервис") на улице Векслера. У них есть соглашение, что в течение года, допустим, ТСЖ убирает 2 месяца, дальше одна УК – месяц и т.д. На каждый месяц за контейнерной площадкой закреплен тот, кто ее должен убирать. Так вот, управляющие компании не всегда заказывают контейнеры в течение месяца. Они копят мусор до конца месяца, чтобы потом передать контейнерную площадку другой УК для обслуживания. Мы увозим все, что там есть, и они сдают чистую площадку. Поэтому и происходит накопление мусора. Он складируется из-за того, что нашей компании не заказывают вывоз. Мы ситуацию видим, но по своей инициативе привезти и поставить контейнер не можем, потому что это получается навязанная услуга, за которую УК могут отказаться платить.
 
- Как решить проблему?
– Все зависит от УК и ТСЖ. Некоторые УК не хотят глубоко вникать в тему мусора. Им это менее интересно, чем содержание помещения, текущий ремонт и др. В теме отходов глубоко никто не хочет разбираться. Работу организовать достаточно легко – посмотреть меру накопления мусора, составить график и в соответствии с ним убирать контейнерную площадку. Но почему-то этого не делают. Тут все зависит только от того, кто следит за контейнерной площадкой.
УК и ТСЖ должны договориться между собой, кто в какой месяц следит за контейнерной площадкой. Городской администрации и самим жителям важно видеть график и знать, кто, допустим, в сентябре следит за содержанием контейнерной площадки, чтобы, если требуется, позвонить ответственному. Сейчас жители звонят нам, а не в УК, но мы не содержим контейнерные площадки, они не наша собственность. Мы не можем там убирать.
 
- В мае этого года полигон ТБО "Алексинский карьер" ограничил лимиты приема мусора из Дубны. РФК "Экосистема" уведомила УК о том, что возможны задержки с вывозом мусора, но все достаточно гладко разрешилось. Как удалось выйти из этой сложной ситуации и не допустить коллапса?
– Когда закрылся дубнинский полигон, мы уже тогда начали искать варианты. Область нам предложила "Алексинский карьер" (полигон твердых бытовых отходов в Клинском районе. - Прим. ред.). Тогда же мы нашли полигон в Твери, но в связи с тем, что тариф на "Алексинском карьере" был ниже, не стали туда обращаться.
Проблемы начались в ноябре 2017 года, когда "Алексинский карьер" сократил лимиты с 3 000 тонн до 1 000. Мы стали искать в округе официальный полигон, внесенный в реестр, обратили внимание на полигон в Твери, заключили с его руководством договор и стали вывозить мусор туда. Мы были первой компанией Московской области, с которой тверской полигон подписал договор.
Были случаи, когда жители, увидев нашу машину с мусором, едущую по савеловской дороге, возмущались и даже "провожали" ее до тверского полигона. Но у водителя все документы были с собой.
В мае 2018 года руководство тверского полигона по указанию губернатора Тверской области, к сожалению, расторгло с нами договор. Тарифы были приемлемые, несмотря на то, что расстояние до Твери получалось больше, чем до Клина.
Одновременно с расторжением договора с тверским полигоном полигон "Алексинский карьер" снизил лимит с 1 000 до 500 тонн.
Мы обратились к главе Дубны Максиму Данилову и в Минэкологии Московской области. Удалось уговорить "Алексинский карьер" вернуть нам лимит в 1 000 тонн, а при поддержке главы города еще 1 000 тонн нам выделили на Дмитровском полигоне (полигон "Непейно". - Прим. ред.). Сейчас у нас лимиты на полигонах 2 000 тонн.
Из этой ситуации с дефицитом лимитов мы выходим, заключая подрядные договоры с транспортными компаниями, работающими в других регионах и вывозящими ТБО за пределы Московской области.
 
- От повышения тарифов приема мусора полигонами зависит и тариф, по которому жители Дубны оплачивают его вывоз. Что-то изменится?
– У нас был тариф, который установлен на вывоз мусора в "Алексинский карьер", мы рассчитали его исходя из расстояния и тарифа. Когда Клин поднял надбавку в три раза в июле 2017 года, мы были вынуждены обратиться в городскую администрацию и пояснить, что мы не планировали повышать свои транспортировочные тарифы, но поскольку нам поднял тариф полигон, которому мы обязаны платить, и мы свой тариф должны увеличить. Поднять его удалось только с 1 октября 2017 года. Процесс согласования занял порядка нескольких месяцев. Целый квартал мы работали себе в убыток. Исходя из установленного тарифа, согласованного с УК и с горадминистрацией, мы пытаемся найти маршруты, по которым бы вписывались в него по параметрам: каков тариф полигона, сколько туда пробег, сколько нужно сделать рейсов.
Поднимать свои тарифы не планируем, но если нас вынудят, т.к. мы зависимы от полигонов, то придется это делать.
 
- Несмотря на повышение тарифов, сортировка мусора должна быть выгодна людям. Вы работаете над этим вопросом?
– Первое время мы работали с управляющими компаниями, стимулировали их, чтобы они общались с жителями по поводу сортировки отходов в разные контейнеры. Отдавали им агитационные материалы, просили следить за ситуацией, вести разъяснительную работу. Житель должен ощущать на своем кошельке, что он меньше платит за мусор, когда сортирует его. Если мы будем вывозить больший объем вторсырья, мы сможем предоставить УК скидку и вернуть деньги за раздельно собранные отходы. Пусть в небольшом количестве, но для жителя может оказаться ощутимым получить назад от 20 до 40 копеек с квадратного метра, если бы управляющая компания сделала перерасчет.
Но вот до жителей эта информация, к сожалению, не дошла. В конечном итоге мы от этого отказались. Стимулировать УК не имеет смысла, нужно стимулировать жителей. А это сможет сделать региональный оператор, который будет работать с 1 января 2019, т.к. услуга по вывозу отходов будет прописана отдельной строкой. Житель будет видеть, сколько он платит, и если будет сортировать мусор, то тариф, я думаю, будет снижаться.
 
- А каким образом будет учитываться, сортирует мусор житель или нет?
– Чтобы это все заработало, должно быть два тарифа. Вывоз отходов, предназначенных для переработки (из синего контейнера), допустим, стоит 500 рублей, а вывоз отходов из серого контейнера, которые поступают на полигон, допустим, 1 000 рублей. Разница между двумя тарифами должна быть ощутима, тогда житель поймет, что чем больше он выкинул отходов в серый контейнер, тем дороже он заплатит, поэтому он будет максимально стараться сортировать мусор, чтобы меньший объем выкинуть в серый контейнер.
 
- Куда поступает мусор, который забирают машины?
– У нас есть сортировочный комплекс, на его базе есть площадка, куда мы привозим все отходы, которые забираем. Площадка делится на две части: для отходов, которые мы не сортируем – туда поступает мусор из серых контейнеров и крупногабаритные отходы. Есть отдельная машина, которая собирает отходы исключительно из синих контейнеров. Они поступают на линию сортировки и проходят ручную обработку: на конвейере работают люди, которые отбирают каждый свою фракцию – пластик, картон, бумагу и т.д.
Важно, чтобы то, что мы привезли на площадку – этот же объем биоразлагаемых отходов, мы могли увезти в течение дня, чтобы он не накапливался.
 
- Как думаете, у дубнинцев сформировалась культура раздельного сбора мусора?
– Трудно сказать. Когда мы только начинали, было видно, что раздельного сбора как такового нет. Отходы, которые были в синих контейнерах, соответствовали тем, что в серых. Сейчас очень большое различие: люди стали сортировать, но не все. Бывают ситуации, что приходит машина и 30% отходов уже испорчены. Люди сортируют, приносят, а какой-нибудь один житель может взять и пакет с арбузом выкинуть в синий контейнер. Наша машина приехала, спрессовала, все это вытекло, и все вторичные отходы – картон, макулатура - испорчены. Заводы такие отходы не берут. Им нужно более чистое сырье.
 
- Бывает, что при сортировке находятся ценные вещи? Что с ними происходит?
– Если отход попадает в синий контейнер, то с вероятностью 90% мы найдем вещь, потому что отходы проходят ручную сортировку. Бывает, находят паспорта, телефоны и другие нечаянно попавшие сюда вещи. Люди обращаются, и мы возвращаем.
 
- Как часто отходы из синих контейнеров поступают на переработку?
– Город поделен на три района: левый берег, Большая Волга и часть Черной речки, и вторая часть Черной речки и институтская часть. Синий контейнер опустошается раз в три дня. Поскольку в нем должны быть сухие отходы, это не противоречит законодательству, мы можем вывозить эти отходы по мере их накопления. Есть, конечно, точки, где контейнеры переполняются. Мы туда или доставляем дополнительные контейнеры, чтобы не было переполнения, или машина, заканчивая смену, заезжает в те точки и забирает мусор.
 
- У некоторых жителей нашего города складывается мнение, что весь мусор попадает в одну машину и сортировка – миф.
– Изначально машину, забирающую мусор для сортировки из синего контейнера, можно отличить по надписи: "Сортируй отходы – думай о будущем". Естественно, одна машина не может постоянно работать 365 дней в году, т.к. может сломаться, встать на техническое обслуживание, поэтому ее заменяют другие. Говорить о том, что одна машина забирает мусор из обоих баков (и синего и серого) нельзя, мы следим за этим. Бывают накладки, человеческий фактор есть везде. Если жители нам сообщают о таких случаях, у нас предусмотрены наказания для водителей.
 
- Куда обращаться в случае, если водители нарушают правила сбора мусора?
– На борту машины есть телефон. Звоните, сообщаете адрес. Транспорт компании оборудован спутниковой системой Глонасс. Мы видим, где машины находятся, куда подъезжают, где делают остановку и осуществляют забор отходов.
 
- Получается, что и путь до полигона можно отследить?
– Да. У нас одни машины работают в городе, другие увозят все на полигон.
 
- Что касается опасных отходов, к которым относятся батарейки, аккумуляторы, лампы и т.д. Куда их утилизируют, если они попадают в синий контейнер?
– Мы отбираем такой мусор, на полигон его, естественно, не пускаем, оставляем у себя. Наша компания "Экосистема" с опасными отходами не работает, поскольку мы не получали на это лицензии. Но вот компания L&T, непосредственно наши учредители, имеет такую лицензию. Они работают – у них есть и транспорт, и площадка, и все необходимые договоры, но территориально они находятся в Сергиевом Посаде и по заявке присылают сюда машину и забирают опасные отходы.
 
- Получается, вы несете дополнительные расходы?
– Да, конечно. У нас большая проблема с автомобильными покрышками. На полигон везти мы их не можем, это опасные отходы. Приходится складировать и потом сдавать дополнительно.
 
Беседовала Татьяна Косыркина
 
KIR_13@mail.ru - фото
 
Вернуться назад

Доска объявлений

Афиша

Мы в ВКонтакте

Copyright 2002-2012 © Издательство ООО "Грань"