Площадь мира | Новости Дубны
№ 36 | 13.09.2017
  

Архив материалов...

Расписание транспорта

Подписка ОНЛАЙН

Пример газеты в формате PDF
Перейти на сайт Компаньон и Ко

ГОЛОСОВАНИЯ



             АРХИВ МАТЕРИАЛОВ

28.01.2015 | Третьи Менделеевские

С 19 по 24 января в Музее науки и техники Объединенного института ядерных исследований проходили третьи Менделеевские чтения для школьников. За неделю участники послушали двадцать докладов на разные темы: об оптических иллюзиях, выращивании кристаллов, двигателе Стерлинга и о том, например, как включить мозг и начать лучше учиться. А еще увидели ксилофон из стеклянных бутылок, гидравлическую руку-робота, работающую модель средневекового требушета и многие другие механизмы и эксперименты. Самое удивительное то, что все эти механизмы демонстрировали дети-школьники, от 8 до 16 лет.

В последний день чтений 11-летняя воспитанница центра дополнительного образования "Дружба" Василиса Волгина рассказывала про рекламу как психологическую атаку.

- Мне стало интересно, кто и как нами манипулирует через рекламу, - говорит Василиса.

Вместе со зрителями она разбирает пару рекламных роликов. А потом, снова вместе со зрителями, применяет полученные знания на практике — составляет собственный рекламный текст про мороженное, который должен вызвать желание это мороженое немедленно купить.

10-летний Терентий Егорочкин учится в 4-й школе. На Менделеевские чтения он подготовил доклад про средневековое оружие.

- Я люблю компьютерную игру "Копатель онлайн", - рассказывает Терентий. - Там можно строить все что хочешь: замки, дома, корабли, самолеты. В этой игре я построил два замка, и меня заинтересовала их оборона и вообще средневековое оружие.

На Менделеевских чтениях, помимо самого доклада, мальчик демонстрирует самодельную пращу.

- Это, можно сказать, лента с углублением посередине. Оба конца берутся в одну руку и раскручиваются. В момент самой сильной раскрутки надо один конец отпустить. Только я не знаю, в какую сторону... - задумчиво говорит Терентий, крутя пращу с игрушечным мячиком над головой. Зрители в ближних рядах опасливо отодвигаются.

Мальчик останавливает орудие и продолжает свой рассказ.

- Здесь задействованы серьезные законы физики. На камень в праще действует центробежная сила. Она заставляет вращающееся тело убегать от центра...

На Менделеевских чтениях Терентий выступает в первый раз. Сам предложил тему и вместе с папой сделал не только пращу, но и рабочую модель средневекового требушета. Модель получилась не сразу — сначала снаряд улетал всего лишь на полметра. Пришлось увеличить рычаг и противовес — после этого запущенный из требушета мячик пролетал уже четыре метра. Обо всем этом Терентий тоже рассказывает зрителям.

В качестве демонстрации он пару раз запускает небольшой мячик в сторону жюри. А в завершение своего выступления кидает из требушета несколько мандаринов, которые дети с радостью ловят.

С чего все началось

Менделеевские чтения в Дубне начались 5 лет назад. Первые два года, правда, у них не было названия. Была только простая идея: попробовать научить детей смотреть на свои увлечения — будь это авиамоделирование, бисер, вышивка, занятия оригами или что-то иное - с точки зрения науки. В первый год свои доклады представили только дети, которые занимаются в центре дополнительного образования "Дружба". А на следующий год пригласили участвовать и детей из городских школ.

- Хотели сначала назвать чтения Ломоносовскими, взяв имя великого русского ученого, который известен всему миру, - рассказывает одна из организаторов, педагог центра "Дружба" Ирина Глаголева. - Но потом посчитали, что Менделеев ближе Дубне — у нас открыты новые химические элементы Периодической системы и набережная названа в честь Дмитрия Ивановича. Решили проводить эти чтения в январе — как раз в месяц рождения этого великого ученого.

В требованиях к докладу на Менделеевские чтения есть несколько пунктов, которые должны жестко выполняться. Во-первых, нужно четко указать связь изучаемого предмета с какими-либо науками. Нельзя просто рассказывать о своем увлечении. А еще нужно подготовить экспериментальную или интерактивную часть для того, чтобы публика почувствовала тему доклада близкой себе.

Несмотря на недолгую историю, у Менделеевских чтений уже есть свои "ветераны". Например, Дарья Мысовская участвует в чтениях уже четвертый раз. В этом году ее доклад назывался "Феноменальные лошади". А до этого Даша делала доклады про розового дельфина, который живет в Амазонке, и про физику в жизни кошки.

Таисия Злотникова в этом году рассказала о лыжах. А точнее, о том, почему человек на лыжах не проваливается под снег.

- Я была потрясена докладом Таисии, - говорит Ирина Глаголева. - Самое удивительное, что эта маленькая девочка сделала доклад очень насыщенный и яркий – в каждом слайде была видна исследовательская работа, попытка понять, что такое сила тяжести и площадь опоры. А еще она, единственная из всех докладчиков, сама заставляла детей отвечать на свои вопросы. Она их сама придумала, сама разработала работу с публикой. Мы под впечатлением до сих пор.

Еще один отличный доклад с третьих Менделеевских чтений - "Гидравлическая рука-робот" Ильи Малинина.

- Больше всего в таких докладах подкупает то, что, если у ребенка забрать текст, он сможет рассказывать и без него. Мне очень нравился огонь в глазах этого ребенка, когда он описывал, как собирал этот агрегат, какие у него были в этом трудности. И на мой наивный вопрос о том, "кто забивал гвозди", он совершенно самодостаточно пожал плечами и поведал обо всем в подробностях. Это говорит о том, что ребенок внутри темы, он не просто решил скачать из Интернета информацию. Как же он пришел к этой теме? Оказывается, Илью заинтересовало слово "гидравлика".

Следующие чтения

Есть у Менделеевских чтений и проблема. На следующих, четвертых, будет ограничение по количеству докладчиков — музей не вмещает всех желающих. Но Ирина Глаголева надеется, что вместе с университетом и Объединенным институтом, которые в этом году заинтересовались чтениями, эта проблема будет решена — найдется помещение побольше.

А в межсезонье Ирина планирует провести две экскурсии для детей. Первую — в московский "Экспериментаниум", чтобы набраться новых впечатлений перед следующими чтениями. А вторую — в музей Д.И. Менделеева, чтобы дети не воспринимали ученого просто как плоскую картинку в презентации.

- Они увидят Менделеева как человека, - говорит Ирина Глаголева. - Я хочу, чтобы его имя теплом отзывалось в их сердцах — это наш соотечественник, известный на весь мир. Чтобы не думали, что Менделеев изобрел только водку, не велись на такие шаблоны. Наша задача — сделать их людьми творческими.

Ольга Евдокимова

Вернуться назад

Доска объявлений

Афиша

ПОГОДА И КУРСЫ ВАЛЮТ

ЕВРО (EUR) //-//
Доллар США (USD) //-//

Copyright 2002-2012 © Издательство ООО "Грань"